Новое качество образования: миф или реальность? Часть 1. - Мои статьи - Каталог статей - сайт для педагогов
Воскресенье, 04.12.2016, 19:19

EDUFORYOU.UCOZ.RU - ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ТЕБЯ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 57
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Новое качество образования: миф или реальность? Часть 1.
Новое качество образования: миф или реальность?
 
Введение
1. Качество образования
2. Современный образовательный процесс
Заключение
Тезисы
Список используемой литературы
 
Введение
 
"Качество - вещь забавная.
Все о нём говорят, все с ним живут, и каждый думает, что знает, что это такое.
Но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества."
Дж. Харрингтон
 
В современном обществе образовательный процесс стал все в меньшей степени соответствовать социальным ожиданиям. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. То есть, если раньше ученик посещал школу для пополнения знаний, и учитель был старшим товарищем, наставником, кладовой знаний и умений, то сейчас только направляющий, так как процесс обучения становится все более инновационным, индивидуальным. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов.
В связи с этим возникает вопрос о пересмотре качества образовательного процесса.
Повышение качества является целью модернизации российского образования для достижения новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Для повышения качества образования были разработаны стандарты второго поколения, которые призваны улучшить образовательный процесс.
Прежний стандарт прописывал содержание образования: что следует изучать на уроках литературы, что - на уроках алгебры, какие произведения должны быть прочитаны, какие формулы изучены, и так по всем предметам. Новый стандарт переводит фокус внимания с сугубо «содержательного» компонента на иные способы регулирования образовательного процесса. То есть, предъявляются другие требования к организации образовательного процесса, включающие в себя планирование результатов. Для достижения необходимого качества образовательного процесса призвана нести свою долю ответственности система оценивания.
 
Таким образом, современное образование – это не только важнейший социальный институт, но и важнейшая социальная деятельность общества.
Тогда под новым качеством обучения можно рассматривать среду, то есть учреждение, – как оно реализует задачи обучения и воспитания, так же образование как отрасль социально-экономического развития государства. То есть, если новое образование будет применимо в социо – культурном обществе, то от его качества будет зависеть организационные, экономические, финансовые механизмы, и другие вопросы деятельности образования и жизни общества в целом. Потому, что образовательное пространство страны (как совокупность институтов социализации) оказывает воздействие на формирование будущих поколений ее граждан.
 
1. Качество образования
 
Под качеством образования подразумевается краткое изложение основных задач, навыков и умений, прав и обязанностей, предъявляемых к различным специальностям.
Выделяю факторы, определяющие процесс формирования качества образования:
- качество образовательных целей;
- качество образовательных стандартов и эталонов;
- качество образовательных программ;
- качество кадрового и научного потенциала;
- качество абитуриентов на входе;
- качество выпускников на выходе;
- качество средств образовательного процесса;
- качество образовательных технологий;
- эффективность системы контроля достижений;
- наличие обратной связи по течению и результатам образовательного процесса;
- система традиций;
- успешность вхождения в социум;
- согласованность потребностей личности общества и государства в уровне и качестве образования.
В настоящее время предлагаются разнообразные пути решения проблемы качества образования. Во-первых, различают качество образования как процесса и качество образования как его результата. Исходя из этого, качество образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и средств обучения, квалификация преподавателей и т.д.) само по себе еще не гарантирует качества образования в целом, так как его цели могут не в полной мере соответствовать новым потребностям общества.
Во-вторых, во многом меняется смысл понятия "образовательные результаты". В современной педагогической психологии и дидактике оно определяется как возрастание мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности, которые в совокупности составляют готовность к решению значимых для нее проблем.
На улучшение качества образовательного процесса в полной мере влияет система оценивания.
К функциям системы оценивания должна быть добавлена функция ориентации образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов обучения, воспитания и развития, то есть та функция, которая традиционно выполнялась учебными планами, программами, учебниками. Это в свою очередь имеет ряд особенностей при формировании системы оценивания: вовлечение педагогов в оценочную деятельность, активное использование внутренней оценки наряду с внешней, получение информации, позволяющей принимать управленческие решения не только на уровне «оргвыводов», но и, прежде всего, способствующих ликвидации отставания, сокращению разрывов между образовательными учреждениями и/или регионами.
Таким образом, «контролирующим субъектом» должен стать в первую очередь каждый ученик, каждый педагог и каждое образовательное учреждение. Это подразумевает необходимость в каждом образовательном учреждении использовать, в частности, такую систему оценивания, которая позволяла бы активно включать учащихся в контрольно-оценочную деятельность, формировать у них навыки самооценки и рефлексии.
Так же, важным условием повышения качества образовательного процесса является систематический контроль за ходом учебной деятельности, ее рефлексия и своевременная коррекция. Средства ИКТ обладают достаточно широкими возможностями для этого. Они помогают осуществлять текущую, тематическую и итоговую проверку, постоянно накапливать информацию о результатах учебной деятельности, в частности, результатах решения учебных задач и создания проектов. При этом компьютер позволяет представлять любое действие в развернутой последовательности операций, показывать его результат, условия выполнения; фиксирует промежуточные пооперационные результаты, обеспечивает интерпретацию каждого шага в построении и преобразовании объекта, выбор стратегии решения задачи и т.д. Средства контроля на основе ИКТ могут выступать как средство формирования самооценки и самоконтроля учащихся. В существующей практике обучения преподаватель в большинстве случаев не осуществляет рефлексивных действий (и не формирует эти умения у обучаемых либо делает это неосознанно, стихийно, без четко обозначенных целей и критериев). В формируемой новой образовательной среде этот компонент деятельности приобретает важное значение для улучшения качества образования. В процессе рефлексии и преподаватель, и обучаемые ставят перед собой вопросы: что, как и почему они делали, чем обусловлены те или иные учебные достижения или пробелы в знаниях, умениях, навыках. Прежде всего анализируется уровень продвижения в освоении учебного материала, в формировании умений целенаправленного поиска средств для решения возникающих проблем, а также характер взаимодействия учащихся между собой и с преподавателем.
Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.
 
2. Современный образовательный процесс
 
Доска и мел - наши главные инструменты, но хочется чего-то большего...
 
В настоящее время в России идёт модернизация системы образования, ориентированная на вхождение в мировое информационное пространство. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником с использованием современных информационных технологий. В центре всей школьной образовательной системы ставится личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий его развития, реализация её природных потенциалов.
По мнению учителей, учеников и родителей, школа в первую очередь должна учить детей умению мыслить самостоятельно, опыту общения, расширять общекультурный кругозор.
Проводимая в последнее десятилетие реформа отечественного образования привела к исчезновению прежней системы российского образования. Нарождающаяся система, сохраняя общие цели образования, единую государственную сеть образовательных учреждений, единую систему финансирования и управления образованием, ориентирует субъектов образовательной политики на создание различных образовательных стратегий. Появляются новые образовательные институты и формы образования.
Задачей современной системы образования становится освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей. В современном образовании деятельностный подход позволит выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. Знания не передаются в "готовом виде", а формируются посредством организации самостоятельных исследований обучаемых. На этом этапе использование компьютера связано прежде всего с реализацией функции информационного моделирования (создания знаковых моделей) объектов изучения. Благодаря этому обеспечивается возможность "погружения" обучаемых в определенную предметную среду, где развертывается их исследовательская деятельность, им предоставляется возможность проведения экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и явлений. Наличие информационных технологий обучения зачастую делает возможным получение образовательных результатов, которые в рамках традиционной образовательной среды недостижимы.
 
Список используемой литературы
 
1. Галямина И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – с. 54-56.
2. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006, – с. 67.
3. Каспржак А.Г. Педагогические уроки PISA - 2000 (Электронный ресурс). Адрес: http://ippd.ru/resources/library?file=64
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002. - №31.
5. Привалихина Т.И., Хасан Б.И. Становление конфликтной компетентности - результат образовательной практики (Электронный ресурс). Адрес: http://ippd.ru/resources/library?file=138
6. Фрумин И.Д. Самоопределение и выбор в интенсивном педагогическом процессе (Электронный ресурс). Адрес: http://ippd.ru/resources/library?file=92
7. Хасан Б.И. Индивидуальный прогресс как результат образовательных отношений (Электронный ресурс). Адрес: http://ippd.ru/resources/library?file=208 Интернет ресурсы:
9. www.standart.edu.ru 10. www.philosophy.ru/library
 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (17.10.2010) | Автор: Москвичекова Татьяна E
Просмотров: 1401 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Советское оразование - единственное в мире явялется таким фундаментальным. Я бы сказала устойчивой, и стабильной системой, а в последнее советское время медленно развивающиейся из-за отсутствия финансировани и присутствия амбиций чиновников. Поэтому утекли наши педагогоческие мозги за границу. Хотя истинный педагог явяется альтруистом и готов делится своими знаниями в любых условиях.

1  
В Советское время наша система образования была самой лучшей. Почему нельзя вернуть эту систему?..

Имя *:
Email *:
Код *: