Компетентностный подход к образованию: настоящее или прошлое? Часть 1. - Мои статьи - Каталог статей - сайт для педагогов
Воскресенье, 04.12.2016, 19:17

EDUFORYOU.UCOZ.RU - ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ТЕБЯ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 57
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Компетентностный подход к образованию: настоящее или прошлое? Часть 1.
Компетентностный подход к образованию: настоящее или прошлое? Часть 1.
 
Содержание
 
Введение
Компетентностный подход в современном образовании
Заключение
Тезисы
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
 
Введение
 
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через подготовку производительных сил. Чтобы воспитать современных людей, приспособленных к динамичной жизни, компетентных учеников нужно не только давать знания, но и учить способам их усвоения.
Ориентация на новые образовательные результаты влечет за собой существенные изменения. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого учащегося.
Развитию мотивационного потенциала (ценностных ориентации, потребностей и интересов) соответствуют личностные образовательные результаты, операциональных ресурсов (освоенные способы деятельности) — метапредметные. Когнитивные возможности (знания) соотносятся, как правило, с предметными результатами образования. Совокупность этих результатов можно охарактеризовать в рамках принятого сейчас в мировой образовательной практике компетентностного подхода. Они представляют собой ключевые компетенции.
То есть, в качественно новом образовании применим личностно ориентированный образовательный процесс с развитием ключевых компетенций. Соответствует ли современному образованию компетентностный подход сегодня? В данном реферате попробуем ответить на поставленный вопрос.
 
Компетентностный подход в современном образовании
 
Одной из актуальных проблем во всем мировом сообществе является повышение компетенций учащихся в образовании. Решение этой проблемы неразрывно связано с переосмыслением цели и результатов образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, модернизацией содержания образования. Содержание образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный, по структуре (но не по объему) человеческой культуре во всей ее структурной полноте. Оно состоит из четырех основных структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированного в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умения действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности (потенциал) осуществлять сложные культуросообразные виды действия. Эти способности (умения) в современной педагогической литературе часто называют компетентностями.
Современные позиции и подходы в рамках компетентностной парадигмы должны быть направлены на развитие индивида. Особенно важно учитывать личностную ориентированность. Многие подходы раскрывают системный подход в человеческой деятельности. Учителю важно понимать, что основным результатом его деятельности должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникативной, информационной, гражданско-правовой и других сферах. Информатика, хорошее знание своего и иностранных языков, межкультурное взаимопонимание, то есть все, что связано с коммуникативностью, должны занять важное место в содержании образования.
С позиций компетентностного подхода, уровень образованности определяется способностью решения проблем различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значимости знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При данном подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.
Актуализация компетентностного подхода свидетельствует об исчерпанности образовательной парадигмы, созданной для индустриальной цивилизации. До недавнего времени феномен компе­тентности ассоциировался только со сфе­рой профессионального образования (то есть углубленной передачи знаний и умений, формирование «нужных» компетенций).
Потребность в компетентностном подходе на рубеже XX и XXI веков в отечественном общем образовании (прежде всего, в старшей школе) глубоко закономерна и соответствует мировым тенденциям, происходящим в образовательных системах развитых стран. Зуновская концепции содержания образования уже не может удовлетворять образовательные потребности ни государства, ни общества, ни отдельной личности. Характеризуя кризис образования, А.Г. Асмолов справедливо отметил, что «в современной ситуации педагогика, созданная во времена Я.А. Коменского и ориентированная на модель культуры как фабрики массового производства, которая с самого начала исходила из принципа усреднения знаний и их квантовой, временной раздачи по урокам, была хороша лишь для этой эпохи» [1]. В связи с этим российская «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы» предписывает внедрение компетентностного подхода: обновление содержания и технологий образования, разработки новых государственных стандартов на основе компетентностного подхода. Таким образом, компетентностный подход направлен на удовлетворение потребности выйти за рамки знаниевой па­радигмы, расширить содержание образова­ния не в количественном, а в качествен­ном отношении.
Специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, с точки зрения эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Что бы учитель ни делал, в итоге он формирует и развивает у школьника способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом. Совершенно ясно, что такое самоуправление может состояться только в том случае, если у школьника будет сформирована соответствующая регуляторная основа его деятельности, а именно понятийная основа — формирование знаний и понимания окружающей действительности, эмоционально-ценностная основа — формирование отношений личности к окружающему миру и другим людям, операциональная основа — формирование умения действовать с объектами окружающей действительности.
То есть, владение той или иной образовательной компетентностью пред­полагает, что ученик, особенно старших классов, усвоил не просто некую сумму отрывочных знаний и умений, а комплексную процедуру, предполагающую соответствующую совокупность образова­тельных компонентов для эффективного осуществления определенных видов и направлений деятельности. При этом А.В. Хуторской подчеркивает, что компетентность предполагает наличие минимального опыта применения компетенции [5, с. 140]. Таким образом, одним из существенных свойств компетентности является ее личностно-окрашенная деятельностная направленность, обусловленная имеющимся у учащегося опыта ее применения.
В соответствии с делением содержания общего образования на общее, общепредметное и предметное выделяют ключевые, межпредметные и предметные компетенции. Очевидно, что ключевые компетенции имеют приоритетное значение. В «Стратегии модернизации содержания общего образования» перечислены характерные признаки ключевых образовательных компетенций, которые многофункциональны; то есть овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни; они надпредметны и междисциплинарны, то есть они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере; они требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления; они многомерны, то есть они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также здравый смысл составляющие.
То есть, под компетентностью (компетенцией) в современном образовании подразумевают интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях жизнедеятельности, с использованием знаний, умений, жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Использование компетентностного подхода предполагает:
- Изменение сущности взаимодействия учителя и ученика. Сотворчество учителя и ученика, в основе которого лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение), составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном образовательном процессе. Даже в сегодняшних условиях образования учитель может использовать креативные и эвристические технологии, методы обучения, использовать мощную информационно-коммуникативную среду в обучении;
- Создание развивающей образовательной среды. Главное предназначение образования заключается в развитии способности учащихся самостоятельно решать проблемы в различных видах деятельности на основе использования личностно освоенного социального опыта; содержание образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт решения познавательных, нравственных, трудовых, коммуникативных, эстетических и иных проблем; организация образовательного процесса способствует личностно ориентированному формированию у учащихся опыта самостоятельного решения проблем в различных видах деятельности; оценка образовательных достижений основывается на анализе применения учащимися образовательных компетентностей;
- Совершенствование и обновление системы педагогического оценивания. Образовательные программы теперь будут разрабатываться с целью формирования у учащихся умения ориентироваться в больших объемах информации. Это должно повысить у детей интерес к учебе, научить их определять, что осталось непонятым, а в конечном итоге – научить учиться. Учителя же должны будут заботиться о формировании межпредметных связей. Так же не стоит забывать о значимости и развитии профессиональной компетентности педагогов.
 
Список используемой литературы
 
1. Асмолов А.Г. Кризис современной педагогики (Электронный ресурс). Адрес: http://www.eduhmao.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOForPrintChannel
2. Деятельностный подход в обучении и формировании творческой личности (Электронный ресурс). Адрес: http://ippd.ru/resources/library?file=86
3. Знаменская О.В., Нежнов П.Г. и др. Мониторинг индивидуального прогресса учащихся – новый подход к диагностике достижений (Электронный ресурс). Адрес: http://ippd.ru/resources/library?file=206
4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.
5. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика/ В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12
7. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников (Электронный ресурс). Адрес: http://ippd.ru/resources/library?file=205
8. Привалихина Т.И., Хасан Б.И. Становление конфликтной компетентности - результат образовательной практики (Электронный ресурс). Адрес: http://ippd.ru/resources/library?file=205 http://ippd.ru/resources/library?file=138
9. Хасан Б.И. Индивидуальный прогресс как результат образовательных отношений (Электронный ресурс). Адрес: http://ippd.ru/resources/library?file=208.
Интернет ресурсы:
 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (17.10.2010) | Автор: Москвичеков Дмитрий E
Просмотров: 1951 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: