Компетентностный подход к образованию: настоящее или прошлое? Часть 2
Значит, компетентностный подход - это подход, при котором результаты образования признаются значительными за пределами системы образования. Это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве образования рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. В связи с этим возрастают требования к эффективности работы учителя. Процесс формирования профессиональной компетентности имеет перманентный, непрерывный характер и на каждом этапе ей присущи определенные особенности выполнения профессиональной деятельности. Для того, чтобы развивать ключевые компетенции учащихся, необходимо создать условия для развития профессиональной компетентности самого педагога. Учитель в новом меняющемся мире должен найти свое место, конечно, должен овладеть компетентностью общеофисного значения (компьютер, Интернет, сканер, факс, ксерокс). Все это использовать для своего интеллектуального и творческого потенциала.
Таким образом, использование компетентностного подхода с соблюдением всех требований современного образования предполагает качественно новое обучение. Компетентностный подход не отрицает, а развивает современную культурологическую концепцию содержания образования. Позитивный потенциал компетентностного подхода заключается в том, что он актуализирует прагматический и личностный аспекты того, что учащимися должно быть освоено и развито.
Заключение
Ознакомившись с литературой по данному вопросу выясняется, что компетентностный подход в обучении невозможен без развития профессиональной компетентности педагога, а как следствие не развитие компетентностей учащихся.
Таким образом, для обеспечения качественного образования педагогу необходимо владеть профессиональной компетентностью, которая проявляется через знания и умения, необходимые для профессиональной деятельности: осведомленность о новых подходах к воспитанию и обучению учащихся, об изменениях в структуре и содержания общего образования, овладение современными технологиями обучения, психологическими приемами, учитывающими гендерные отличия учеников, а также приемами, обе6спечивающие толерантное воспитание личности.
Таким образом, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности — знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Можно сделать вывод: компетентностный подход в образовании – это настоящее, а не прошлое, так как реализация компетентностного подхода объективно отвечает и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса. Словом, компетентностный подход востребован постольку, современное образование требует существенной модернизации, не осуществление этого процесса рискует оказаться очередной кампанией среди многолетних попыток безуспешного реформирования образования на основании внедрения современнейших педагогических идей и концепций.
Тезисы
- Цель образования (в компетентностном подходе) отражает новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.
- Значение образования - развитие способности учащихся самостоятельно решать проблемы в различных видах деятельности на основе использования личностно освоенного социального опыта.
- Цель учебного процесса - усвоение знаний и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся.
- Компетентностный подход - это подход, при котором результаты образования признаются значительными за пределами системы образования. - Компетентностный подход акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
- Развитию мотивационного потенциала соответствуют личностные образовательные результаты.
- Результат деятельности учителя – это система знаний, умений, навыков и набор ключевых компетентностей.
- Современные позиции в компетентностном подходе направлены на развитие индивида.
- Процесс формирования компетентности имеет непрерывный характер.
- Развитие ключевых компетенций учащихся предполагает развитие профессиональной компетентности педагога.
Список используемой литературы
4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.
5. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика/ В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12
8. Привалихина Т.И., Хасан Б.И. Становление конфликтной компетентности - результат образовательной практики (Электронный ресурс). Адрес: http://ippd.ru/resources/library?file=205 http://ippd.ru/resources/library?file=138
Интернет ресурсы:
Приложение 1.
Ключевые компетентности
Компетенции личностного самосовершенствования
Социально-трудовые
Коммуникативные
Информационные
Учебно-познавательные
Общекультурные
Ценностно-смысловые
Приложение 2.
Памятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании
1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
4. Необходимо чаще использовать вопрос "почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Часть 1 по ссылке http://eduforyou.ucoz.ru/publ/kompetentnostnyj_podkhod_k_obrazovaniju_nastojashhee_ili_proshloe_chast_1/1-1-0-20
|