Адаптационная группа «Подсолнушки»
В 1995 году на базе Государственного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребёнка детском саду № 81 Сибирского отделения Российской академии наук педагогами вальдорфской группы была организована адаптационная группа. Адаптационная группа вальдорфской направленности предполагала адаптацию детей в возрасте от двух до трех лет, т.к. по программе вальдорфского детского сада дети посещают группу с трехлетнего возраста. Традиции и принципы вальдорфской педагогики позволяют правильным образом организовать игровое пространство для детей дошкольного возраста, организовать групповые занятия с комплексным подходом в развитии и адаптации детей.
Поскольку современные экономические условия не позволяют многим матерям находиться в декретном отпуске до трёх лет, то многие родители предпочитают передать на воспитание ребёнка дошкольному учреждению в двухлетнем возрасте, а то и раньше.
Для этих целей и была создана адаптационная группа «Подсолнушки», в которой отражалась идея досадовского воспитания и заключалась в посещении детского сада в возрасте с одного года до двух лет, а также дети трёх лет не поступившие в детский сад.
Основной целью создания группы является адаптация детей раннего возраста к детскому саду. Задачи адаптационной группы:
- Научить родителей полноценно общаться с ребенком в предлагаемых и выбранных самостоятельно в разных видах деятельности.
- Содействовать полноценному развитию ощущения и восприятия ребёнка.
- Доставлять ему эмоциональное удовольствие.
- Развивать и поддерживать познавательный интерес ребенка.
Занятия проходят в специально оборудованном помещении, оснащенном разнообразными качественными материалами: материал Монтессори, развивающие игрушки, музыкальные инструменты, центр песка и воды для экспериментирования и т.д. Предлагаются следующие виды деятельности для детей:
- физкультура для малышей;
- развивай – ка! (развитие познавательной активности);
- развитие понимания речи;
- пальчиковая гимнастика и игры;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие тактильности; - сенсорное развитие;
- мини-спектакль (театр на столе, кукольный театр, пальчиковый театр).
Для родителей: - ответы на интересующие вопросы;
- мини-лекции;
- создание памяток для родителей и др.
Родители с детьми посещают эту группу в течение года, а затем дети переходят в детский сад в первую младшую группу.
Таким образом, у родителей появилась возможность оценить и посмотреть на работу педагога, а у педагога в свою очередь появилась хорошая возможность подготовить детей к условиям детского сада, адаптировать их к окружающему пространству и себе, а родителей - к совместной работе.
Структура занятий адаптационной группы «Подсолнушки»: 1. 10.00– 10.15 – приход детей с родителями, освоение пространства, адаптивный период;
2. 10.15 – 10.25 – приветствие, физкультура, пальчиковые игры, танцевальные игры, игры в кругу, хоровод и др.;
3. 10.25 – 10.40 – совместные игры родителей и детей;
4. 10.40 – 10.50 – первая неделя – конструирование; 5. вторая неделя – лепка;
6. третья неделя – аппликация;
7. четвёртая неделя – изобразительная деятельность (рисование восковыми мелками, рисование красками);
8. 10.50 – 11.00 – «музыкальный ветерок» (ознакомление с музыкальными инструментами, потешки, музыкальные игры, попевки и др.);
9. 11.00 – 11.10 – сказка (театр на столе, кукольный театр, пальчиковый театр);
10. 11.10 – 11.25 – чаепитие и мини – лекция, беседа с родителями;
11. 11.25 – 11.30 – уборка помещения;
12. 11.30 – уход домой.
Помещением для занятий может быть спортивный зал, а затем вторую половину целесообразно проводить в изостудии или специально оборудованной групповой комнате. Занятия в адаптационной группе проводят два педагога, это способствует быстрой смене и подготовки к очередному виду деятельности и не позволяет детям утомляться однообразными занятиями. Дети, как правило, малоподвижны, боязливы, неохотно вступают в предложенные виды деятельности, не понимают, чего от них добивается воспитатель, не последовательны в своих действиях. На первых занятиях, задача педагогов привлечь внимание детей, вовлечь их в предложенные по возрасту виды деятельности,также структурировать занятие, таким образом, чтобы дети были вовлечены в разнообразные виды деятельности, им было не скучно на занятиях, а если что-то не понимают, помочь им в выборе. Конспект комплексного занятия адаптационной группы «Подсолнушки» составлен с учётом возрастных особенностей детей раннего возраста м включает в себя разнообразные виды деятельности (пример комплексного занятия здесь http://eduforyou.ucoz.ru/publ/kompleksnoe_zanjatie_dlja_detej_rannego_vozrasta_adaptacionnoe/1-1-0-4 ).
Тематическое и перспективное планирование разработано с учётом возрастных особенностей детей по разнообразным видам деятельности.
Режим работы адаптационной группы "Подсолнушки" вторник 18.30 - 20.00, суббота 10.00 - 11.30
Педагог адаптационной группы Аввакумова Лариса Анатольевна
|