Технологическая карта урока по ОБЖ 9 класс.
Автор: Москвичеков Д.Г., учитель ОБЖ МАОУ СОШ №67 г. Томска
Тема
|
Право выбора: жизнь или наркотики
|
Цель урока
|
Образовательный аспект: формирование знаний о причинах наркомании и наркотической зависимости.
Развивающий аспект: развитие личностной активности обучающихся, познавательного интереса, пространственного мышления через анализ информации.
Воспитательный аспект: формирование коммуникативной компетентности при обсуждении проблемных вопросов, развитие метапредметной компетентности при работе с текстом; привитие культуры поведения здорового человека в здоровом обществе.
|
Задачи урока
|
Регулятивные: определить и сформулировать цель деятельности, выдвигать версии.
Познавательные: изучить и систематизировать знания о причинах наркомании и наркотической зависимости; делать обобщающие выводы.
Коммуникативные: уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами; Работая в парах уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми других позиций.
Личностные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций; учиться строить отношения с другими на основе доброжелательности, при столкновении позиций стараться понять друг друга.
|
Планируемый результат
|
Уметь выявлять и аргументировать отрицательные стороны наркотической зависимости
|
Основные понятия
|
Наркотики, наркоман, наркотическая зависимость, причины наркомании
|
Межпредметные
Связи
|
Обществознание, литература
|
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
|
- наглядный материал (флип чарт (доска Activ inspire))
- раздаточный материал (текст)
|
Организация пространства
|
Работа фронтальная, индивидуальная, парная
|
Структура и содержание урока
Технология проведения: этап урока, цель этапа, методы
|
Деятельность обучающихся
|
Деятельность учителя
|
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
|
Планируемые результаты
УУД
|
1. Организационный момент
|
Обучающиеся проверяют готовность к уроку, включаются в учебную деятельность.
|
Учитель
приветствует обучающихся, создает положительный эмоциональный настрой, настраивает детей на восприятие учебного материала.
|
|
|
2. Введение в тему: Актуализация знаний. Формулировка темы обучающимися
(3 мин.)
Цели:
-создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Метод: проблемный, «Корзина идей» (РКМЧП)
|
Слушают учителя. Изображены две темы, необходимо сделать и аргументировать свой выбор.
|
Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.
Организует обобщение актуализированных знаний
|
Выбор темы: жизнь и наркотики, жизнь или наркотики?
|
анализировать и оценивать информацию
(познавательные)
приводить аргументы (коммуникативные)
|
3. Активизация познавательных способностей (определение границы между знанием и незнанием)
(5 мин.)
Цели:
- применение знаний о наркомании
Метод эвристический
|
Составление кластера «Наркомания. Что такое?»
|
Постановка проблемного вопроса
|
Можно ли утверждать, что наркотики – это удел социально неблагополучных людей?
|
систематизировать знания о наркомании
(познавательные)
уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами
(коммуникативные)
|
4. Целеполагание.
постановка целей урока обучающимися
(2 мин.)
Метод «Корзина идей» (РКМЧП)
|
Ставят цель урока (каждый для себя, записывают цель в тетрадь)
|
Опрос целей урока
|
|
формулировать цель деятельности, выдвигать версии.
(регулятивные)
|
5. Открытие новых знаний
( 15 мин.)
Цели:
- формирование знаний о причинах наркомании
Метод эвристический
|
Познавательная работа:
1. Отвечают на вопрос:
Отчего люди становятся наркоманами?
2. Знакомятся с дневником наркомана
3. Анализируют стихотворение
4. Выявляют и записывают причины наркомании
5. Работают в парах: составляют компоненты здорового образа жизни (альтернатива наркомании)
|
1.Организует анализ стихотворения
2. Организует диалог, выявляющий причины наркомании
3. Знакомит с дневником наркомана (2 истории)
4. Организует работу в парах
|
Отчего люди становятся наркоманами? (анализ историй)
|
Систематизировать знания о причинах наркомании
(познавательные)
уметь анализировать, сравнивать
выдвигать версии
(регулятивные)
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми других позиций.
(коммуникативные)
преобразовывать практическую задачу в познавательную; учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций;
(личностные)
|
6. Первичное закрепление
(10 мин.)
Цель:
Закрепление изученного материала с проговариванием во внешней речи обучающихся
Применение метода Э. де Боно «Плюс, минус, интересно»
|
Делают вывод «Жизнь – это выбор». Как сделать правильный выбор?
Работают с текстом в парах
|
Предлагает обучающимся сделать вывод
Организует работу в парах с текстом
|
1. Жизнь – это выбор! Всегда ли человек делает правильный выбор?
2. Как уберечь себя от неправильного выбора?
3. Почему бы в России, как в Голландии, не легализовать употребление марихуаны?
|
умение приводить аргументы (коммуникативные)
выдвигать версии.
(регулятивные)
умение сравнивать
(познавательные)
|
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке
(4 мин.)
Цели:
- зафиксировать новое в содержании урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности
|
1. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
2.Рассказывают что узнали, знают, смогли.
|
Возвращение к теме и цели урока
|
1. Что узнали из урока?
Какую цель ставили? Достигли?
|
учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций
(личностные)
анализировать и оценивать информацию, делать обобщающие выводы
(познавательные)
|
8.Постановка дифференцированного домашнего задания
(1 мин.)
|
Выбор домашнего задания и запись его в дневниках
|
Предлагает сделать выбор домашнего задания:
Обязательное:
Найти определение «наркомания», «зависимость»
По выбору:
1. Написать сочинение «Я выбираю жизнь…»
2. Сделать плакат «Нет наркотикам»
|
|
анализировать и оценивать информацию
(познавательные)
(личностные)
(регулятивные)
|
Пояснительная записка
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. Учителя одни из тех, кто может предупредить, уберечь, или по крайней мере, рассказать о всей правде минутной «свободы». Поэтому мной был разработан урок с целью профилактики наркотической зависимости в школе.
Урок проводится в рамках курса основ безопасности жизнедеятельности в разделе «Профилактика вредных привычек» для 9 класса. Цель: формирование знаний о причинах наркомании и наркотической зависимости, развитие личностной активности обучающихся, познавательного интереса, пространственного мышления через анализ информации, развитие метапредметной компетентности при работе с текстом.
Урок «Право выбора: жизнь или наркотики...» - урок проблемного обучения. Используется метод «Плюс, минус, интересно» в рамках методики Э. Боно «Шесть шляп мышления»; применяются методы технологии РКМЧП.
Урок по ОБЖ в 9 классе
Тема: «Жизнь или наркотики...»
Класс: 9
Тип урока: урок открытия новых знаний. Урок с межпредметными связями: ОБЖ- обществознание.
Цель урока:
Образовательный аспект: формирование знаний о причинах наркомании и наркотической зависимости.
Развивающий аспект: развитие личностной активности обучающихся, познавательного интереса, пространственного мышления через анализ информации.
Воспитательный аспект: формирование коммуникативной компетентности при обсуждении проблемных вопросов, развитие метапредметной компетентности при работе с текстом; привитие культуры поведения здорового человека в здоровом обществе.
Задачи:
Регулятивные: определить и сформулировать цель деятельности, выдвигать версии.
Познавательные: изучить и систематизировать знания о причинах наркомании и наркотической зависимости; делать обобщающие выводы.
Коммуникативные: уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами; Работая в парах уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми других позиций.
Личностные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций; учиться строить отношения с другими на основе доброжелательности, при столкновении позиций стараться понять друг друга.
Межпредметные связи: обществознание, литература.
Оборудование: флип чарт по теме (доска Activ inspire)
План урока:
- Организационный момент
- Введение в тему: Актуализация знаний. Формулировка темы обучающимися
- Активизация познавательных способностей
- Целеполагание (постановка целей урока обучающимися).
- Открытие новых знаний
- Первичное закрепление
- Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Постановка дифференцированного домашнего задания
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Стихотворение «Изменения, происходящие с наркоманом»
Цвет лица землист. А он не старый…
В доме холод, грязь...И тишина.
Дети в школе умственно отсталых
И в психиатрической жена.
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворён... А он, при всём при том,
Человеком тоже был сначала
Тенью человека стал потом
Приложение 2. Дневник наркомана.
История 1.
Я всегда рос в атмосфере любви и внимания. Родители обеспечили меня всем необходимым. Когда я решил поступать в престижный институт в городе, они согласились, моё решение уважали. Я стал самостоятельным, если можно стать таким на присылаемые родителями деньги. Мне купили квартиру. Всё давалось легко, просто, без особых усилий. Отдыхал я с друзьями в ночных клубах: музыка, девушки…
Такая жизнь скоро наскучила. Захотелось чего-то нового, и, когда на одной из тусовок мне предложили покурить анашу, я не отказался. Но курение наскучило тоже.
Природа наградила меня хорошим здоровьем, я был уверен в том, что на моём закалённом организме лишняя «доза» не отразится. И я втянулся.
Первое впечатление было неописуемым. Я ощутил полную свободу, я видел всё происходящее со стороны, даже самого себя.
Уже после второго укола я почувствовал, что мне хочется уколоться вновь. Я узнал, что такое ломка. Тело крутило так, что казалось, мышцы вот-вот порвутся, голова болела, тошнило, казалось, ещё немного- и я умру. Предотвратить это мог только укол. Пока были деньги, «дозу» найти проблем не было.
Однажды, совершенно неожиданно, ко мне приехали родители. Они попали не в самый удобный момент. Они всё поняли. Это было ужасно.
Меня пытались лечить, об учёбе вопрос уже не стоял. Мне было просто не до этого. После очередного лечения я держался от месяца до двух, на большее меня не хватало. Сейчас кайфа от укола нет. Я похудел на 20 кг., когда смотрюсь в зеркало, я не узнаю себя. Мне кажется, всё произошло не со мной.
Я увяз, увяз так, что вылезти уже не могу. Наркотик, как паук, в моей голове, он руководит всем, что я делаю, он парализовал мою волю, он останавливает мою жизнь. За короткое удовольствие я плачу дорогой ценой. Жизнь продолжается, но не для меня.
История 2.
Я впервые попробовала уколоться в 15 лет. Мы были в компании, кто первым предложил, уже не помню. Сначала я отказалась, а мне говорили, что это круто, что я обязательно должна попробовать. Я не хотела быть белой вороной. И я сдалась.
Я никогда раньше не принимала наркотики, и то, что я ощутила, меня потрясло. Я будто взлетела высоко-высоко. Невесомость, наслаждение, полёт- это примерные ощущения от первых уколов.
Я не могла остановиться, хотелось ещё и ещё. Скоро стало ломать: выкручивало спину, ноги, болели зубы, бил озноб, тошнило, в голове одна только мысль – укол. Друзья стали замечать за мной резкие перепады настроения, раздражительность, внезапные истерики. Я приходила в ярость по малейшему поводу, во всем винила их, а не себя, искренне считала, что это они изменились, а не я. Я думала, что они просто не хотят меня понять.
Разговоры о том, что гублю себя, нескончаемые просьбы обратиться к врачам не имели никакого смысла. Мало-помалу я растеряла всех друзей, мне стало все безразлично, забросила учебу. Наркотик уже не приносил кайфа, он лишь на несколько часов нормализовывал самочувствие, но затем боль, ужас, чувство, что сходишь с ума, заставляли бежать за уколом. Недавно я узнала, что ВИЧ-инфицирована. Я отрицала болезнь, я отказывалась признаваться в ней даже самой себе. Сейчас я не хочу жить. Сейчас я никто. У меня нет будущего, я разучилась любить, верить, надеяться, радоваться жизни. Вокруг пустота. Я одна со своей тоской и болью.
Я думала, по ту сторону радуги меня ждет золотая миска, а оказалось- пепельница, полная тараканов, тоски и полузабытых принципов.
Что вы чувствовали когда слушали?
Приложение 3. Работа с текстом.
Либеральное законодательство Голландии разрешает употребление некоторых видов наркотиков. Например, марихуану там можно свободно купить в кафе-шопах. Практически в каждом голландском городе организовано дежурство специальных автобусов. Наркоманы знают, что туда можно обратиться, и специалисты-медики сделают им укол мягкого наркотика - метадона. Однако эта мера предпринята вовсе не в угоду потребителям зелья, а для того, чтобы человек, во-первых, постепенно отвыкал от жестких наркотиков, а во-вторых, делал инъекции стерильными шприцами, обеспечивающими безопасность от заражения, например, СПИДом. Разрешительная политика в отношении употребления наркотиков привела к тому, что Голландия в настоящее время занимает первое место в мире по производству синтетического наркотика «экстази». Кроме того, у этой страны периодически возникают серьезные дипломатические проблемы с государствами-соседями, которые видят в Голландии рассадник наркомании по Европе. А вот в Китае наркодельцам грозит расстрел. Да и в США, которые нам постоянно ставят в пример как страну либеральных ценностей, существует давно отмененный в России (якобы в силу своей «недемократичности») институт принудительного лечения от наркомании, а за транспортировку наркотиков в некоторых штатах виновных ждет пожизненное заключение. Так что в мире существуют разные подходы к проблеме наркомании, но вы не найдете ни одной страны, где бы пристрастие к наркотикам поощрялось и пропагандировалось.
Вопрос:
«Почему бы в России, как в Голландии, не легализовать употребление марихуаны?»
Лист:
|