Выступление на заседании МО учитель обществознания Москвичеков Д.Г. Опорный конспект. Опорный конспект (ОК) - это система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. В опорных конспектах используется условно – графическая наглядность: таблицы, графики, необычная запись текста, рисунки, значки и др. Учитель зачастую изображает на доске свои мысли в виде схем, логических «цепочек» и тп. Материал в учебнике, представленный в виде текста, усваивается с большими трудностями, чем тот же материал, но включающий в себя графики, рисунки, символы, разные схемы, на которых ученик обязательно останавливает взгляд и пытается найти пояснение к ним в тексте. Система ОК интересна тем, что позволяет удачно сочетать в обучении новые подходы и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Обществознание как учебная дисциплина представляет основы знаний целого ряда обществоведческих наук: Философии, экономики, социологии, права, психологии. Обществоведческие понятия, суждения, теории и т.п. раскрываются, как правило, на основе абстрактных структурно – логических схем. В этой связи опорные конспекты могут и должны иметь разноаспектные функции в учебном процессе. ОК как условно – графическая наглядность предполагает вариативное многообразие схем, таблиц, рисунков, расположение и написание текста, символики и т.п. Эффективность ОК подтверждается многочисленным опытом преподавателей почти всех учебных дисциплин, в том числе обществознания. Тем не менее оппоненты справедливо отмечают некоторые негативные стороны ОК. По их мнению, структурно – логическая схема может приводить к некоторой упрощённости в понимании изучаемого предмета, влиять на формирование профессионального мышления и языка, а в ряде случаев разработка целостного курса средствами условно – графической наглядности затруднена и даже невозможна. Тем не менее, на мой взгляд, применение опорно – логических конспектов позволяет даже слабым ученикам понять суть изложенного материала. Кроме того, даже не заинтересованные ученики механически переписывая О.К. задействуют три вида памяти: зрительная, слуховая, графическая, тем самым активируют подсознание и запоминают материал, повышая свою успеваемость. Итак, следует отметить, что: • ОК – не копия учебника в миниатюре : • он может быть и основной частью, и дополнением или иллюстрацией к учебнику; • структурно – логическая конструкция ОК должна быть обусловлена содержательной сущностью учебной темы и целеполагающими диалектическими задачами учебно – познавательного процесса; • содержание ОК должно восприниматься как целостная картина ( а не считываться слева направо и сверху вниз ) и посылать сигналы – опоры как экстренную помощь памяти, речи, мышлению.