Интеллектуальное развитие
дошкольников посредством театральных игр
Королёва Инна Владимировна
воспитатель ДОУ
№ 81 СО РАН
г. Томска
Детство – это радость,
игра, слияние с природой. Театр – это волшебный край, в котором ребёнок
радуется, играя, а в игре он познаёт мир.
Игра в театр влияет на
творческую и жизненную активность детей с разных сторон, учит воображению,
влияет на познание ими окружающего мира. Ощущения становятся более яркими,
разнообразными и глубокими. Во время театральной игровой деятельности у
дошкольников укрепляется чувство уверенности в себе, к окружающим его людям, он
начинает лучше взаимодействовать в коллективе детей, что позволяет развивать
чувство коллективизма – необходимое условие театрального искусства. Происходит
более интенсивное и эмоциональное, и интеллектуальное развитие дошкольника.
Особая роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).
В
определенный момент эстетическое восприятие дает толчок развитию познавательной
деятельности ребенка, поскольку художественное произведение (изобразительное,
музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет
круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в
предмете, понять художественный образ (В.В.Зеньковский, А.Салиев).
Эстетическое восприятие детей не сводится к пассивной констатации фактов. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.С.Славина, Л.Г.Стрелкова и др.). Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер (Л.П.Бочкарева и др.). Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, когда полярные эталоны значимы в моменте соотнесения ребенком себя не только с положительным персонажем, но и с отрицательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих (Я.3.Неверович), что определяется как эмпатия или сочувствие, содействие (Л.И.Божович, Я.Рейковский). Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения, повышает степень социальной и когнитивной компетентности ребенка (О.А.Карабанова, В.Розентуллер). Следование роли и тексту театрализованной игры, взаимоконтроль участников способствуют формированию произвольного поведения. В игре сенсомоторные функции, память приобретают качество произвольности (А.В.Запорожец, О.А.Карабанова). Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребенка (Б.М.Теплов). В процессе их восприятия дети переходят от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной коррекции выполняемых действий (А.В.Запорожец, Я.3.Неверович). По мнению И.Г.Вечкановой, режиссерская игра как форма организации деятельности детей позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребенка, выявить особенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формируется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанника. Разработаны варианты включения театрализованных игр в другие виды детской деятельности, например, выявлена взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей: во-первых, в оформлении декораций, во-вторых, во взаимовлиянии на возникновение образов (Н.А.Ветлугина, Л.Г.Стрелкова). В первом случае изодеятельность является одним из составляющих компонентов театрализованной игры, в ходе которой оформляется предметноигровая среда. Поскольку при постановке важна декорация, необходимо, чтобы она была знакома, значительна на сцене и в игре, так как она создает настроение, «красивую правду и отражает объекты моделируемой реальности (К.С.Станиславский). Во втором случае педагоги и психологи видят истоки детского изобразительного творчества (рисунок, лепка, аппликация) в игровой деятельности, в том числе в игре-драматизации (А.Н.Леонтьев, С.И. Мерзлякова, Б.М.Теплов, Е.Л.Трусова). Установлено, что воспроизведение и на его основе творческое воображение гораздо легче проявляется в игре, чем в изобразительной деятельности. Театрализованные игры включаются и в процесс овладения решением задач, например, задач-драматизаций, в которых раскрывается математическое содержание (Л.Б.Баряева, А.А.Столяр и др.) и т.д. Театрализованная игра используется на занятиях по развитию речи детей, построенных на основе произведений художественной литературы (Д.В. Менджерицкая, М.А.Васильева, Е.И.Тихеева, Н.А.Ветлугина), где процесс восприятия литературного текста рассматривается как специфическое общение. Большое значение для развития детей имеет «личная дистанция», речевые и неречевые компоненты при опосредствованном общении: мимика, жесты, «контакт глаз» (Г.Я.Кудрина, А.А.Леонтьев, Э.Холл). В то же время современное развитие техники позволяет использовать различные средства обучения для знакомства с художественными произведениями, которые затем можно театрализовать [1]. Знакомство с театрализованной игровой деятельностью на базе ГДОУ № 81 г. Томска происходит уже в младшем возраста. Малыши, поступая к нам в детский сад демонстрируют доверие, имеют зачатки общения со сверстниками, но есть и такие дети, которые приходят к нам с формировавшимся недоверием к людям, с проявлением агрессией в общение со сверстниками, здесь главное помочь ребёнку «стереть», сложившийся уже в таком возрасте стереотип и вывести его на новый уровень общения. На первоначальном этапе развития театрализованной игровой деятельности воспитатели в своей работе часто используют элементы фольклора: обыгрывание стихов, потешек, сказок, напевок, русских народных песен, в которых просто невозможно не участвовать каждому малышу. Дети среднего возраста проявляют интерес к театрально - игровой деятельности. Наиболее приемлемой и доступной формой является театральный уголок. В котором, представлено театральное многообразие: куклы для пальчикового театра, куклы би-ба-бо, различные виды масок (маски-шапочки, лицевые маски и др.), элементы ряженья. Немаловажным является для развития творческой деятельности однотонные и разноцветные платки разных размеров, они способствуют перевоплощению в знакомых и придуманных героев. Многие куклы и костюмы сделаны воспитателями и родителями своими руками, что позволяет воспитывать уважение к труду взрослых. В старшем возрасте открывается дверь в мир театрализованной постановки, в этом периоде дети освобождаются от комплексов, активно участвуют в театрализованных постановках. Дети становятся не зрителями кукольного спектакля, а его участниками. Развитие интеллектуального творческого потенциала старшего дошкольника заключается в самопостановки миниспектаклей, придумывании и разыгрывании сценок, придумывании костюмов для постановок, привлекая других участников, как детей, так и взрослых. Таким образом, занятия театральной игровой деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же у ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты. Литература 1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991. 2. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128. 3. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 128. Маленькие волшебники или на пути к творчеству:
Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений,
учителей начальной школы \ научный
редактор: канд. психолог. наук Н.Я.
Большунова.- Новосибирск: изд-во НГПИ, 1993. – 62.
|