Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии детской одарённости
Аввакумова Л.А. ГДОУ ЦРР детский сад № 81 СО РАН, г. Томска
Одной из актуальных проблем развития детской одарённости является в настоящее время повышение информационной компетентности родителей. Интерес к проблеме работы с родителями обусловлен тем, что родители являются первыми учителями для своих детей. Важность понимания этого процесса заставляет современных педагогов начиная, с раннего возраста включать в работу родителей, знакомить их с понятием «детская одарённость». Влияние семьи и семейного воспитания на психологические особенности ребёнка и становление его личности многократно показано и доказано.
В последнее время, в связи с кардинальными социо - культурными и нравственно-психологическими изменениями, которые происходят в современной российской семье, проблема детско-родительских отношений становится всё более актуальной для социально-психологических исследований. В последние годы данной проблеме уделялось большое внимание в структурном подразделении психолого-педагогической службы Центра «Дошкольное детство» им. А В. Запорожца совместно с Государственным образовательным учреждением Центр развития ребенка – детский сад, разработали и апробировали методику изучения социального самочувствия семьи, в ней подчеркивается, что период реформирования российского общества 90-х гг. минувшего столетия наглядно показал: на фоне снижения роли государства в области предоставления социальных гарантий и поддержки семьи произошёл резкий рост психических и социально значимых заболеваний у детей и взрослых. Отсюда следует, что устойчивость семьи является не только фактором, определяющий социальный порядок и стабильность, но и важным условием жизненной безопасности детей, а также их развития и полноценной социализации. Также следует обратить внимание на работу авторов Смирновой Е.О. Соколовой (Быковой) М.В. «Метод диагностики родительских отношений».
На основе проработанных научных данных положений был разработан метод диагностики отношения родителя к своему ребёнку, позволяющий выявить степень выраженности предметного и личностного начала, их содержательное наполнение и особенности стиля воспитания ребенка. Метод представляет собой открытый опросник, созданный по типу проективной методики «незаконченные предложения». На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. В раннем возрасте раскрывается индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, креативность (творчество) и т.д. Решающим в развитии личности малыша являются социальные условия его жизни, т.е. общение, обучающие воздействия, организация жизни в целом, влияние окружающей среды. При этом именно педагогические воздействия во многом определяют уровень развития ребенка. Они должны учитывать и общие закономерности развития детей этого возраста, и индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволяет определить и «зону ближайшего развития».
В задачу данной публикации входит понимание того, что только сознательное (рефлексивное) родительство содействует нравственному и эмоциональному развитию ребёнка. Рефлексивная культура родителей выступает сегодня наряду с педагогической эрудицией особым предметом и инновацией современных технологий повышения воспитательной компетенции. Мы полагаем, что оптимальный вариант разрешения проблемной ситуации повышения родительской грамотности в развитии детской одаренности должен быть основан на понимании того, что в педагогической практике должны быть созданы благоприятные условия для максимального удовлетворения запросов родителей, чьи дети являются дошкольниками. Потому что впервые за долгие годы родители становятся полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, и их мнение необходимо учитывать при проведении планирования работы с детьми и родителями.
Особенностью у педагогов дошкольного учреждения в настоящее время является возможность выбора программы воспитания, обучения, развития дошкольника. Это имеет большое значение в современной педагогике. Также главным образом изменился взгляд на семью., который существовал в течение десятилетий. В настоящее время провозглашен и зафиксирован в нормативных документах приоритет семьи в воспитании ребёнка. Это коренным образом изменило ситуацию взаимоотношений между родителями и детским садом. В Концепции дошкольного воспитания (1989) подчеркивается: «Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируются воспитательные позиции родителей и педагогов». Вышесказанное требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей. Тем более что в период перестройки система дошкольного образования казалась стабильной, но стала разрушаться под влиянием новых рыночных отношений. Чтобы хоть как-то существовать, дошкольные учреждения вынуждены были принять новые условия, и что самое главное, интенсивно искать пути установления взаимоотношений и контактов с родителями. [2, 18]
Актуальность создания на современном этапе детско-взрослого сообщества «дети – родители – воспитатели», обуславливается не только содействием друг другу, но и с учётом интересов, прав и обязанностей каждого. При этом вопросы создания детско – взрослого сообщества, повышения педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям.
Следует подчеркнуть, что успешное развитие детского сада и семьи может происходить при выполнении следующих условий, которые представлены в качестве рекомендаций:
o Владение педагогами методами обучения родителей.
o Планирование педагогами в календарных планах различных форм общения с родителями (клубы, гостиные, выставки и т.д.) o наличие в ДОУ документации (протоколы собраний, консультаций и др.), раскрывающей работу педагога с родителями.
Возможность общения педагогов, родителей и детей в неформальной обстановке.
o Привлечение воспитателей, педагога-психолога, узких специалистов, старшего воспитателя, заведующего детским садом для бесед, чтения лекций по проблемам развития, воспитания и обучения детей раннего возраста и др. o Создание библиотечного фонда, обмен литературой, цифровой информацией, просмотр совместных тематических фильмов, слайдов, презентаций.
o Создание различных методических пособий, распечаток, памяток, газеты для родителей и педагогов.
o Проведение различного вида анкетирования, тестирования для выявления интересов, просьб, запросов, предложений в работе с родителями и сотрудников детского сада.
В настоящее время взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности детского сада и школы, необходимо детально изучить представления родителей и педагогов друг о друге, их влияние на совместное сотрудничество, разработку рекомендаций, которые могли бы повысить эффективность этого взаимодействия.
Литература
1. Инновационные процессы в системе современного дошкольного образования. Томск, 2005. – 127 с.
2. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребёнка: взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: ТЦ сфера, 2007. – 48с. – (библиотека руководителя ДОУ)
3. Реализация компетентностного подхода в образовательной практике педагогических учебных заведений: Сборник статей / под науч. ред. С.И. Поздеевой. Томск: Изд – ТГПУ, 2007, 256 с.
4. Смирнова Е.О., Быкова М.Б. (Соколова) Структура родительского отношения и его динамика в онтогенезе ребёнка - Родители и дети психология взаимоотношений. М., Когито-Центр, 2003
|