Взаимодействие ДОУ и семьи в развитии детской одарённости
Аввакумова Лариса Анатольевна
педагог - психолог ДОУ №
81 СО РАН, МБДОУ № 34, магистрант ТГПУ г. Томска
Одной из
актуальных проблем развития детской одарённости является в настоящее время
повышение информационной компетентности родителей. Интерес к проблеме работы с
родителями обусловлен тем, что родители являются первыми учителями для своих
детей. Важность понимания этого процесса заставляет современных педагогов
начиная, с раннего возраста включать в работу родителей, знакомить их с понятием «детская одарённость».
Влияние семьи
и семейного воспитания на психологические особенности ребёнка и становление его
личности многократно показано и доказано. В последнее время, в связи с
кардинальными социо - культурными и нравственно-психологическими изменениями,
которые происходят в современной российской семье, проблема детско-родительских
отношений становится всё более актуальной для социально-психологических
исследований.
В последние
годы данной проблеме уделялось большое внимание в структурном подразделении
психолого-педагогической службы Центра
«Дошкольное детство» им. А В. Запорожца совместно с Государственным
образовательным учреждением Центр развития ребенка – детский сад, разработали и
апробировали методику изучения социального самочувствия семьи, в ней
подчеркивается, что период реформирования российского общества 90-х гг.
минувшего столетия наглядно показал: на фоне снижения роли государства в
области предоставления социальных гарантий и поддержки семьи произошёл резкий
рост психических и социально значимых заболеваний у детей и взрослых. Отсюда
следует, что устойчивость семьи является не только фактором, определяющий
социальный порядок и стабильность, но и важным
условием жизненной безопасности детей, а также их развития и полноценной социализации.
Также следует
обратить внимание на работу авторов Смирновой Е.О. Соколовой (Быковой) М.В.
«Метод диагностики родительских отношений».
На основе проработанных научных данных положений был разработан метод
диагностики отношения родителя к своему ребёнку, позволяющий выявить степень
выраженности предметного и личностного начала, их содержательное наполнение и
особенности стиля воспитания ребенка. Метод представляет собой открытый
опросник, созданный по типу проективной методики «незаконченные предложения».
На современном
этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея
самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности.
В раннем возрасте раскрывается индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент,
определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить
как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких
качеств, как компетентность, самостоятельность, креативность (творчество) и
т.д.
Решающим в
развитии личности малыша являются
социальные условия его жизни, т.е. общение, обучающие воздействия, организация
жизни в целом, влияние окружающей среды. При этом именно педагогические
воздействия во многом определяют уровень развития ребенка. Они должны учитывать
и общие закономерности развития детей этого возраста, и индивидуальные
особенности каждого ребенка, что позволяет определить и «зону ближайшего
развития».
В задачу
данной публикации входит понимание того, что только сознательное (рефлексивное)
родительство содействует нравственному и эмоциональному развитию ребёнка. Рефлексивная культура родителей выступает сегодня наряду с
педагогической эрудицией особым предметом и инновацией современных технологий
повышения воспитательной компетенции.
Мы
полагаем, что оптимальный вариант разрешения проблемной ситуации повышения
родительской грамотности в развитии детской одаренности должен быть основан на понимании
того, что в педагогической практике должны быть созданы благоприятные условия
для максимального удовлетворения запросов родителей, чьи дети
являются дошкольниками. Потому что впервые за долгие годы родители
становятся полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, и
их мнение необходимо учитывать при проведении планирования работы с детьми и
родителями.
Особенностью у педагогов дошкольного учреждения в настоящее
время является возможность выбора программы воспитания, обучения, развития
дошкольника. Это имеет большое значение в современной педагогике.
Также главным
образом изменился взгляд на семью., который существовал в течение десятилетий. В настоящее время
провозглашен и зафиксирован в нормативных документах приоритет семьи в
воспитании ребёнка. Это коренным образом изменило ситуацию взаимоотношений
между родителями и детским садом. В Концепции дошкольного воспитания (1989)
подчеркивается: «Важнейшим условием преемственности является установление
доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого
корректируются воспитательные позиции родителей и педагогов». Вышесказанное требует переосмысления и
изменения содержания и форм работы с семьей. Тем более что в период перестройки
система дошкольного образования казалась стабильной, но стала разрушаться под
влиянием новых рыночных отношений. Чтобы хоть как-то существовать, дошкольные
учреждения вынуждены были принять новые условия, и что самое главное,
интенсивно искать пути установления взаимоотношений и контактов с родителями.
[2, 18]
Актуальность
создания на современном этапе детско-взрослого сообщества «дети – родители –
воспитатели», обуславливается не только содействием друг другу, но и с учётом
интересов, прав и обязанностей каждого. При этом вопросы создания детско –
взрослого сообщества, повышения педагогической культуры родителей необходимо
рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих воспитателей,
поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к
детскому саду, педагогам и их требованиям.
Следует
подчеркнуть, что успешное развитие детского сада и семьи может происходить при
выполнении следующих условий, которые
представлены в качестве рекомендаций:
o
Владение педагогами методами обучения родителей.
o
Планирование педагогами в календарных планах различных
форм общения с родителями (клубы, гостиные, выставки и т.д.)
o
Наличие в ДОУ документации (протоколы собраний,
консультаций и др.), раскрывающей работу педагога с родителями.
o
Возможность общения педагогов, родителей и детей
в неформальной обстановке.
o
Привлечение воспитателей, педагога-психолога,
узких специалистов, старшего воспитателя, заведующего детским садом для бесед,
чтения лекций по проблемам развития, воспитания и обучения детей раннего
возраста и др.
o
Создание библиотечного фонда, обмен литературой,
цифровой информацией, просмотр совместных тематических фильмов, слайдов,
презентаций.
o
Создание различных методических пособий,
распечаток, памяток, газеты для родителей и педагогов.
o
Проведение различного вида анкетирования,
тестирования для выявления интересов, просьб, запросов, предложений в работе с
родителями и сотрудников детского сада.
В настоящее
время взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в
развитии ребёнка и обеспечении преемственности детского сада и школы, необходимо
детально изучить представления родителей и педагогов друг о друге, их влияние
на совместное сотрудничество, разработку рекомендаций, которые могли бы
повысить эффективность этого взаимодействия.
Литература
1.
Инновационные процессы в системе современного
дошкольного образования. Томск, 2005. – 127 с.
2.
Пастухова И.О. Создание единого пространства развития
ребёнка: взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: ТЦ сфера, 2007. – 48с. – (библиотека
руководителя ДОУ)
3.
Реализация компетентностного подхода в образовательной
практике педагогических учебных заведений: Сборник статей / под науч. ред. С.И.
Поздеевой. Томск: Изд – ТГПУ, 2007, 256 с.
4. Смирнова
Е.О., Быкова М.Б. (Соколова) Структура родительского отношения и его динамика в
онтогенезе ребёнка - Родители и дети психология взаимоотношений. М.,
Когито-Центр, 2003
|