Инновационные формы работы с родителями в условиях организации адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Педагог - психолог, воспитатель ДОУ ЦРР детский сад № 81 СО РАН г. Томск
Аввакумова Лариса Анатольевна
В последнее время интерес к проблеме адаптации детей к новым условиям чрезвычайно повысился в связи с переживаемым в России социально-экономическим кризисом.
Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднен дополнительными стрессирующими факторами. Нестабильность и динамичность современной жизни требуют быстрого и адекватного реагирования. Процесс адаптации к новым условиям детей и семьи в целом стал предметом изучения многих психологов, психиатров и социологов как в России, так и за рубежом (Д.Н. Исаев, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.О. Смирнова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Ю.С. Шевченко, Е. Шмидт-Кольмер, M. Rutter, J. Bowlby и др.). Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н.М. Аксарина, Г.В. Гриднева, Л.Г. Голубева, К.Л. Печора, В. Манова-Томова, С. Аврамова, Л.В. Вершинина).
В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его психику и нервную систему. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье.
В этом отношении активную помощь могли бы предоставить педагоги дошкольного образовательного учреждения, поскольку обладают определёнными потенциальными возможностями. Актуальность проблемы обуславливается так же и тем, что в дошкольных учреждениях недостаточно разработаны и научно обоснованы и систематизированы методы и формы организации адаптации детей раннего возраста.
Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки, апробации и внедрению социально-педагогической программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Направленность социально – педагогической программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению (далее Программа) по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению - досуговой, специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста); по форме организации - групповой; по времени реализации — двухгодичной. Программа разработана с учётом методических разработок таких авторов, как Алямовская В.Г. , Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др., Вершинина Л.В., Леонтьева О.В., Глущенко Ю.А., Жердева Е.В., Калинина Р., Люблинская А. А., Морозова Е.И., Пастухова И.О., Смирнова Е.О., Быкова М.Б. (Соколова), Тонкова - Ямпольская Р.В. , Черток Т.Я. и др. Новизна Программы состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей раннего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский до поступления ребёнка в группу детского сада - досадовское воспитание, а также получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей.
К числу наиболее актуальных проблем относятся:
- разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения,
- создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи,
- повышение информационной культуры родителей,
- повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста.
Педагогическая целесообразность Программы объясняется следующим:
Во - первых, у педагога есть возможность познакомиться с ребёнком и родителями до поступления в дошкольное учреждение, оценить его адаптационные возможности и подготовить малыша к поступлению в детский сад.
Во – вторых, у родителей с ребёнком есть уникальная возможность поближе познакомиться с будущим воспитателем и детским садом и определиться с дальнейшим развитием ребёнка.
В третьих, педагог поможет скорректировать существующие противоречия и проблемы семейного и общественного воспитания, это поможет сохранить психическое, физическое и нравственное благополучие малыша.
В четвёртых, помочь сотрудникам детского сада повысить свою профессиональную компетентность в вопросах организации адаптации. Эффективным для организации адаптации детей раннего возраста является такое введение нового теоретического и практического материала, которое помогло бы детям принимать безболезненно окружение (незнакомых детей и взрослых). Ребенок должен научиться применять свои адаптационные возможности, а новые формы организации разнообразных видов деятельности, соответствующие его возрастным особенностям, помогут ему в этом.
Цель Программы: создание благоприятного воспитательно – образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста.
Задачи Программы:
1. Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
3. Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.
Отличительные особенности данной социально – педагогической программы от существующих, в этой области заключаются в том, что:
1. В основе Программы положена педагогическая система о взаимодействии ДОУ и семьи, разработанная в соответствии с уровнем и требованием современных родителей и педагогов для обеспечения полноценного развития ребёнка раннего возраста.
2. Только сознательное (рефлексивное) родительство содействует нравственному и эмоциональному развитию ребёнка. Рефлексивная культура родителей выступает сегодня наряду с педагогической эрудицией особым предметом и инновацией современных технологий повышения воспитательной компетенции.
3. Пропедевтический подход в реализации Программы в дальнейшем предопределяет её системность и основные направления в работе воспитателя.
4. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена взаимодействием на раннем этапе семьи и детского сада.
Содержание курса Программы объединено в 9 тематических блоков, каждый из которых предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта, как взрослых, так и детей. В основе практической работы лежит взаимодействие воспитателя, родителей и детей, направленное на создание творческой обстановки на занятиях, которые создают основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста.
Социально-педагогическая программа по адаптации детей раннего возраста была разработана, апробирована и внедрена на базе Государственного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка детском саду № 81 Сибирского отделения Российской академии наук г. Томска.
Таким образом, в результате реализации Программы можно сделать вывод, что нам удалось значительно повысить уровень лёгкой степени адаптации, и снизить тяжёлый и средний уровни адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Благодаря комплексному подходу при разработке и реализации социально – педагогической программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. А также можно сделать главный вывод в том, что применение разнообразных форм и методов в работе воспитателя при взаимодействии ДОУ и семьи улучшает результат прохождения адаптационного периода детей, повышает информационную культуру родителей и профессиональную компетентность воспитателей.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Аввакумова, Л.А. Инновационные формы работы с детьми по адаптации детей к детскому саду / Л.А. Аввакумова // Дошкольник. Журнал для педагогов. Тема номера : Реализация инновационных педагогических практик в дошкольном учреждении. – Томск : РЦРО 2008. - № 2.- 122 с
2. Аввакумова, Л.А. Современная семья – компетентные родители / Л.А. Аввакумова // Проблемы модернизации образования: опыт, состояние, перспективы : материалы Межрегиональной научно-практической конференции (Томск, 28-29 апреля 2008 г.) : в 3 т. – Томск : ТОИПКРО, 2008. - Т. 1.
3. Борытко, Н.М. Педагогика : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под. ред. Н.М. Борытко. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 496 с.
4. Вершинина, Л.В. Детская практическая психология: инновационные подходы к организации адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении : учебное пособие / Л.В. Вершинина, О.В. Леонтьева, Ю.А.Глущенко. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. - 80 с.
5. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребёнка в детском саду : учебное пособие для вузов / Т.В. Костяк. – М. : ИЦ Академия, 2008. - 176 с.
6. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребёнка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М. : ТЦ сфера, 2007. – 48с.
|