Понедельник, 23.12.2024, 00:01

EDUFORYOU.UCOZ.RU - ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ТЕБЯ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие исследовательской компетенции во внеурочной деятельности

Москвичекова Татьяна Анатольевна

Учитель географии МАОУ СОШ №47 г. Томска

 

Развитие исследовательской компетенции во внеурочной деятельности

 Наиболее эффективной формой обучения, позволяющей раскрыть творческий потенциал, выявить интересы и склонности учеников является исследовательская деятельность. Значимость включения подрастающего поколения в исследовательскую деятельность для достижения «ориентированной на ребенка стратегической цели реформирования образования в России», предполагающей «развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению», признана  на государственном уровне. Следовательно, формирование такого качества личности, как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательской компетенции  можно считать одной из актуальнейших задач современного образования.
Исследовательская деятельность начинается, с одной стороны, с желания учеников выполнять исследовательскую деятельность, с другой стороны, они не умеют организовать её. Это противоречие можно
разрешить  с помощью внедрения научного общества «Эврика», для 6-9 классов. 

Задачи научного общества учащихся:

·               содействовать престижу и популяризации научных знаний;

·               развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;

·               знакомить школьников с методами и приемами на­учного поиска;

·               учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию;

·               выявлять и формулировать исследовательские про­блемы; грамотно оформлять научную работу;

·               способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докла­дами;

·               содействовать профессиональному самоопреде­лению учащихся.

Правила выбора темы

·               Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

·               Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

·               Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

·               Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

·               Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.

·               Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

Приступая к работе над темой, очень важно иметь её план, хотя бы в самой общей форме. Он поможет ученику отыскать, собирать, накопить первоисточники по теме. По мере изучения и первичного ознакомления с литературой принятый план, безусловно, будет видоизменяться. Однако ориентировочный план даст возможность связать в единое целое разнообразную информацию. Поэтому такой план надо составить как можно раньше, и в его составлении незаменима помощь руководителя работы.

Основные этапы исследования:

·               Первый этап – подготовительный – включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования, выбор методов и разработку методики исследования.

·               Второй этап – конструирующий (постановочный, создающий) – содержит непосредственно исследование (возможна и его разбивка на этапы).

·               Третий этап – корректирующий: это формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.

·               Четвёртый этап – контрольный.

·               Пятый – заключительный – подведение итогов и оформление результатов.

 Целью деятельности учителя  при реализации данного курса  становится создание условий, обеспечивающих самостоятельное продвижение ученика в процессе овладения и применения знаний, умений, в овладении и развитии исследовательской компетенцией. Функции учителя: стимулирующая, ориентировочная, диагностическая, корректирующая, развивающая, воспитательная. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект.  У ученика в  процессе исследовательской деятельности формируются такие качества творческой личности, как ответственность, целеустремлённость, способность к самоорганизации и самоконтролю, уверенность в себе, успешность.

Результаты:

- Проведение школьной  ученической конференции;

- Привитие любви к родной земле, на которой мы живем;

- Углубление знаний учащихся о родной стране, воспитание чувства патриотизма;

-  Осознание учащимися значимости сделанного ими в деле сохранения природы родного края

В рамках деятельности научного общества были проведены мероприятия.

Таблица 1. Участие учеников в мероприятиях разного уровня

Мероприятие

Уровень участия

Количество участников

Изучение памятников природы – экскурсия «Синий утес»

Муниципальный

25

Эколого- географическая медиа игра

Муниципальный

15

Эколого- географическая медиа игра

Городской

7

Марш парков «Заповедное»

 

Городской

10

Эколого – географическая игра «Золотая осень»

Городской

8

География в физике

Муниципальный

37

Географическая игра «Момент истины»

Областной

3

Неделя истории и географии

Муниципальный

143

Кроме городских и школьных мероприятий ученики занимаются проектной деятельностью и готовятся выступить на Ломоносовских чтениях, всероссийской конференции «Юные дарования Томску», открытом областном молодежном форуме, областной игре «Дети земли» и во многих других эколого- географических мероприятиях различного уровня. Так же в рамках НОУ проходит подготовка учеников к олимпиадам (2012-2013 уч.гг.)

Таблица 2. Участие учеников в олимпиадах

Мероприятие

Уровень участия

Количество участников

Школьный этап всероссийской олимпиады

Муниципальный

15

Региональная юниорская олимпиада по географии

Городской

1

Молодежный географический чемпионат

Всероссийский

16

Интернет викторина «Япония»

Городской

1

Всероссийская интернет олимпиада по географии

Всероссийский

1

IX Международная интернет олимпиада по основам наук

Международный

1

 

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школе № 47 - это составная часть обучения и воспитания учеников.  Очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить нашим ученикам возможность самореализоваться  в различных областях, в том числе в научно- исследовательской деятельности.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (10.02.2013)
Просмотров: 1536 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: