Москвичекова
Татьяна Анатольевна
Учитель
географии МАОУ СОШ №47 г. Томска
Развитие
исследовательской компетенции во внеурочной деятельности
Наиболее эффективной формой обучения, позволяющей раскрыть
творческий потенциал, выявить интересы и склонности учеников является
исследовательская деятельность. Значимость включения подрастающего поколения в
исследовательскую деятельность для достижения «ориентированной на ребенка
стратегической цели реформирования образования в России», предполагающей
«развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы,
стремления к самореализации и самоопределению», признана на
государственном уровне. Следовательно, формирование такого качества личности,
как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности,
развитие исследовательской компетенции можно считать одной из
актуальнейших задач современного образования.
Исследовательская деятельность начинается, с одной стороны, с желания учеников
выполнять исследовательскую деятельность, с другой стороны, они не умеют
организовать её. Это противоречие можно разрешить с
помощью внедрения научного общества «Эврика», для 6-9 классов.
Задачи
научного общества учащихся:
·
содействовать престижу и популяризации
научных знаний;
·
развивать у школьников познавательную
активность и творческие способности;
·
знакомить школьников с методами и
приемами научного поиска;
·
учить работать с научной литературой,
отбирать, анализировать, систематизировать информацию;
·
выявлять и формулировать
исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;
·
способствовать овладению учащимися
искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
·
содействовать профессиональному
самоопределению учащихся.
Правила выбора темы
·
Тема должна быть интересна ребенку, должна
увлекать его.
·
Тема должна быть выполнима, решение ее
должно принести реальную пользу участникам исследования.
·
Тема должна быть оригинальной, в ней
необходим элемент неожиданности, необычности.
·
Тема должна быть такой, чтобы работа могла
быть выполнена относительно быстро.
·
Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь
сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.
·
Педагог тоже должен чувствовать себя
исследователем.
Приступая к работе над темой, очень важно иметь её план, хотя бы в самой
общей форме. Он поможет ученику отыскать, собирать, накопить первоисточники по
теме. По мере изучения и первичного ознакомления с литературой принятый план,
безусловно, будет видоизменяться. Однако ориентировочный план даст возможность
связать в единое целое разнообразную информацию. Поэтому такой план надо
составить как можно раньше, и в его составлении незаменима помощь руководителя
работы.
Основные этапы исследования:
·
Первый этап – подготовительный – включает
в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета,
разработку целей и задач, гипотезы исследования, подготовку инструментария,
обучение участников исследования, выбор методов и разработку методики
исследования.
·
Второй этап – конструирующий
(постановочный, создающий) – содержит непосредственно исследование (возможна и
его разбивка на этапы).
·
Третий этап – корректирующий: это
формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.
·
Четвёртый этап – контрольный.
·
Пятый – заключительный – подведение итогов
и оформление результатов.
Целью деятельности учителя при реализации данного
курса становится создание условий, обеспечивающих самостоятельное
продвижение ученика в процессе овладения и применения знаний, умений, в
овладении и развитии исследовательской компетенцией. Функции учителя:
стимулирующая, ориентировочная, диагностическая, корректирующая, развивающая,
воспитательная. Учащиеся из объекта деятельности превратились в
субъект. У ученика в процессе исследовательской деятельности формируются
такие качества творческой личности, как ответственность, целеустремлённость,
способность к самоорганизации и самоконтролю, уверенность в себе, успешность.
Результаты:
- Проведение школьной ученической конференции;
- Привитие любви к родной земле, на которой мы живем;
- Углубление знаний учащихся о родной стране,
воспитание чувства патриотизма;
- Осознание учащимися значимости сделанного ими
в деле сохранения природы родного края
В рамках деятельности
научного общества были проведены мероприятия. Таблица 1. Участие учеников в мероприятиях разного уровня
Мероприятие
|
Уровень
участия
|
Количество
участников
|
Изучение
памятников природы – экскурсия «Синий утес»
|
Муниципальный
|
25
|
Эколого-
географическая медиа игра
|
Муниципальный
|
15
|
Эколого-
географическая медиа игра
|
Городской
|
7
|
Марш парков «Заповедное»
|
Городской
|
10
|
Эколого
– географическая игра «Золотая осень»
|
Городской
|
8
|
География
в физике
|
Муниципальный
|
37
|
Географическая
игра «Момент истины»
|
Областной
|
3
|
Неделя
истории и географии
|
Муниципальный
|
143 |
Кроме
городских и школьных мероприятий ученики занимаются проектной деятельностью и
готовятся выступить на Ломоносовских чтениях, всероссийской конференции «Юные
дарования Томску», открытом областном молодежном форуме, областной игре «Дети
земли» и во многих других эколого- географических мероприятиях различного уровня.
Так же в рамках НОУ проходит подготовка учеников к олимпиадам (2012-2013
уч.гг.) Таблица 2. Участие учеников в олимпиадах
Мероприятие
|
Уровень
участия
|
Количество
участников
|
Школьный
этап всероссийской олимпиады
|
Муниципальный
|
15
|
Региональная юниорская олимпиада по географии
|
Городской
|
1
|
Молодежный
географический чемпионат
|
Всероссийский
|
16
|
Интернет
викторина «Япония»
|
Городской
|
1
|
Всероссийская
интернет олимпиада по географии
|
Всероссийский
|
1
|
IX Международная интернет олимпиада по основам наук
|
Международный
|
1
|
Организация
научно-исследовательской деятельности учащихся в школе № 47 - это составная
часть обучения и воспитания учеников. Очень важно выявить одаренных детей
и обеспечить реализацию их творческих возможностей, предоставить нашим ученикам
возможность самореализоваться в различных областях, в том числе в научно-
исследовательской деятельности.
|