Тема самообразования:
Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий
Цели: Изучение и внедрение современных образовательных технологий в ходе организации образовательного процесса , повышение эффективности педагогической деятельности.
Задачи:
Изучить литературу и материалы в сети Интернет.
Пройти курсы повышения квалификации.
Посетить семинары по проблеме внедрения современных образовательных технологий.
Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом.
Разработать методические разработки уроков с применением современных образовательных технологий Апробировать разработанные уроки на практике.
Провести самоанализ и самооценку деятельности по самообразованию
Мотивы самообразования
Динамизм общественного развития вызывает объективную необходимость профессионального роста учителя. Поэтому на современном этапе наиболее важной, глобальной проблемой следует считать непрерывность образования.
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше чем все остальные. Считаю, что учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой преподавания, но и должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в политике и экономике.
У учителя возникает потребность поиска и анализа новой информации, желание творчества, необходимость познания новых открытий в современной науке и педагогики. Немаловажную роль играет и конкуренция, учитель должен быть на хорошем счету у родителей, администрации. Он должен формировать о себе хорошее общественное мнение. Без постоянного усвоения новых знаний невозможно повысить свою квалификацию.
Одним из 5 пунктов президентской инициативы «Наша новая школа» является возможность раскрыть способности ребенка, подготовиться к жизни в технологичном, конкурентном мире. Поэтому ребенка надо не столько накачивать избыточными знаниями, сколько учить ими пользоваться в жизни, то есть формировать компетенции.
Немаловажную роль в решении этой задачи играет экономическое образование школьников. Любой, желающий определить свое место в жизни страны должен обладать знаниями о функционировании новой экономической системы понимать основу человеческого существования, уметь ориентироваться в сложных ситуациях, самостоятельно принимать решения, осознавать меру ответственности за свои действия. Экономика в нашей школе ведется с 1996 года. У
чащимся даются базовые экономические концепции и понятия (потребности, труд, деньги, цена, товары, ранок, спрос, предложение, факторы производства, инфляция, госбюджет, банки, кредит и др.) умения уместно их употреблять и логично рассуждать о ключевых экономических проблемах.
Экономика как учебный предмет играет большую роль в социализации учащихся.
Для того чтобы дети чувствовали свою успешность, интеллектуальную состоятельность проводятся экономические игры «Я-работодатель», «Фирма», Я налогоплательщик», «Попробуй себя в бизнесе». Игры, моделирующие реальные экономические ситуации прививают ребятам правила поведения в коллективе, решают социальные и нравственные задачи, учащиеся решают проблемные вопросы, вырабатывают собственную точку зрения.
Ребенок погружается в ту действительность, которой посвящена игра, ставя себя на место воображаемых субъектов экономики, учатся действовать оперативно, принимать решения и нести определенную ответственность за результаты. Особый интерес у учащихся вызывает изучения закона «О защите прав потребителей», который регулирует отношения в области защиты прав потребителей. Итогом этой деятельности является проведение школьных и районных олимпиад по предпринимательской деятельности и основам потребительских знаний..
Надеемся, что наша деятельность поможет учащимся быстро включиться в ситуации реальной жизни, где необходимо делать выбор в условиях непрерывно меняющейся действительности, быстро принимать оптимальные решения и уметь грамотно их реализовывать. Моя задача как учителя экономики и обществознания выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы владеть знаниями своего предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать высокой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Поэтому я должна заниматься самообразованием, совершенствоваться и эффективно учить. Основные направления самообразования.
Профессиональное (знание предмета преподавания и новинок в данной области) Методическое (современные педагогические технологии, формы, методы, приемы обучения) Политическое (знание процессов происходящих в современном обществе) Психологическое (имидж, общение, искусство воспитания) Информатизация процесса обучения (Интернет и др.)
Источники самообразования
Источники, являющиеся основой самообразования способствуют моему личностному развитию, а также профессиональному росту: Телевидение Газеты, журналы Литература (методическая, научно – популярная, художественная) Интернет Информация на различных носителях Платные курсы Семинары и конференции Мероприятия по обмену опытом Курсы повышения квалификации Посещение театра, концертов Формы самообразования
Формы самообразования могут быть индивидуальными, инициатором которых может быть сам учитель и групповая в виде деятельности методических объединений, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации
План самообразования
Деятельность учителя Сроки выполнения
1. Систематический просмотр определенных телепередач. Постоянно.
2. Чтение периодических изданий. Постоянно.
3. Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Постоянно.
4. Обзор в Интернете информации по предмету. Постоянно.
5. Выполнение заданий по предмету повышенной сложности. Постоянно.
6. Посещение семинаров, уроков коллег. Согласно плана мероприятий.
7. Совещания, обмен опытом. Согласно плана работы ОУ.
8. Прохождение курсов прохождения квалификации. Согласно плана курсовой подготовки.
9. Проведение открытых уроков, для анализа со стороны коллег. Предметная неделя.
10. Изучение современных образовательных технологий. Постоянно.
11. Общение с коллегами. Постоянно.
12. Ведение здорового образа жизни. Постоянно.
Результат самообразования
Итоги деятельности по самообразованию:
-повышение качественной и абсолютной успеваемости;
-разработка методических пособий, сценариев уроков, программ;
-разработка новых форм, методов и приемов обучения;
-выступления на семинарах; -разработка тестового материала;
-разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
-обобщение опыта по исследуемой проблеме;
-написание отчета по проделанной работе с анализом, выводами, рекомендациями
-представление, демонстрация опыта работы на разных уровнях (школьном , районном, областном).
Выводы
Считаю, что процесс самообразования реализует мою потребность в собственном развитии, позволяет анализировать позитивные и негативные моменты моей профессиональной деятельности, позволяет заниматься диагностикой-самодиагностикой и диагностикой образовательной деятельности учащихся. Процесс самообразования помогает мне осмысливать собственные действия, свои внутренние мотивы, переживания, проводить анализ педагогической деятельности. Я имею возможность творческой, исследовательской и поисковой деятельности.
Сизова Надежда Фёдоровна, учитель экономики и обществоведения МОУ Берегаевской СОШ Томской области
|