Организация процесса самообразования
Автор Жакулина И.В., учитель начальных классов МОУ-СОШ № 23 г. Чапаевска Самарской области
Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Данная деятельность включает в себя несколько этапов:
1. Выбор направления и темы самообразования.
2. Формулирование цели и задач самообразования.
3. Определение круга источников информации.
4. Выбор формы самообразования.
5. Составление плана самообразования.
6. Определение результата самообразования.
7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Рассмотрим данные этапы.
1 этап – выбор направления самообразования.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т.д. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:
– профессиональное (предмет преподавания);
– психолого-педагогическое, ориентированное на учеников и родителей; – психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);
– методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
– информационно-компьютерные технологии;
– здоровьесбережение;
– правовое;
– эстетическое;
– историческое;
– иностранные языки;
– политическое;
– интересы и хобби;
– и т.д.
2 этап – выбор темы самообразования.
Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив школы. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.
Вот примерный список тем самообразования:
– «Интерактивные методики в начальной школе»;
– «Технология проектного метода обучения»;
– «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»; – «ИКТ в начальной школе»;
– «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»;
– «Портфолио учителя и учащихся»;
– «Интегрированные уроки»;
– «Опережающее обучение»;
– «Совершенствование методов обучения на уроках русского языка (математики, литературного чтения, окружающего мира и т.д.);
– «Предупреждение орфографических, пунктуационных и речевых ошибок»;
– «Совершенствование навыка чтения младших школьников»;
– «Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»;
– «Работа с одаренными детьми»;
– «Дифференцированное обучение»;
– «Разработка комплекса самостоятельных и контрольных работ по математике (русскому языку, литературному чтению и т.д.)»;
– «Игровые моменты на уроках математики (русского языка, литературно чтения, окружающего мира, технологии, ИЗО и т.д.)»;
– «Развитие культуры речи на уроках литературного чтения»;
– «Пути преодоления перегрузок учащихся при выдаче домашнего задания»;
– «Формирование исторического мышления на уроках окружающего мира»;
– и т.д.
3 этап – формулировка цели и задач самообразования.
Целями самообразования могут быть:
– повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
– изучение и внедрение новых педагогических технологий;
– изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
– совершенствование своих знаний в области педагогической психологии.
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования. Например, темой самообразования является «Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе».
Цель самообразования формулируем следующим образом «Изучение и внедрение ИКТ в ходе организации образовательного процесса в начальных классах».
Задачами самообразования в данном случае могут быть:
– изучить литературу и материалы сети Интернет об ИКТ в начальных классах;
– пройти курсы повышения квалификации;
– посетить семинары и конференции по проблеме внедрения ИКТ в начальных классах;
– принять участие в работе сообщества «ИКТ и начальная школа» на портале «Сеть творческих учителей»;
– посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
– провести самоанализ и самооценку собственных уроков;
– разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой;
– апробировать данный комплект на практике.
4 этап – определение круга источников информации.
Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
– телевидение;
– газеты, журналы;
– литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
– материалы сети Интернет;
– видео, аудио информация на различных носителях;
– платные курсы;
– семинары и конференции;
– мастер-классы;
– мероприятия по обмену опытом;
– экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
– курсы повышения квалификации;
– уроки коллег;
– путешествия;
– и т.д.
5 этап – выбор формы самообразования.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая.
В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
6 этап – составление плана самообразования.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
– название темы;
– цели;
– задачи;
– предполагаемый результат;
– этапы работы;
– сроки выполнения каждого этапа;
– действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
– способ демонстрации результата проделанной работы;
– форма отчета по проделанной работе.
Деятельность учителя в области самообразования может включать в себя:
– систематический просмотр определенных телепередач;
– чтение конкретных педагогических периодических изданий;
– чтение методической, педагогической и предметной литературы;
– обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
– посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
– участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
– изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
– изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;
– прохождение курсов повышения квалификации;
– проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
– организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
– посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
– общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
7 этап – определение результата самообразования.
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования учителя на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:
– повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
– разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
– разработка новых форм, методов и приемов обучения;
– доклады, выступления;
– разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
– разработка пакета тестового материала в электронном виде;
– разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;
– создание главы или страницы электронного учебника;
– выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
– разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
– создание комплектов педагогических разработок;
– разработка модели образовательного процесса;
– проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
– и т.д.
8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Формами отчетных работ могут быть:
– обобщение опыта;
– доклад;
– сбор и анализ отчетной документации;
– презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Используемые источники информации:
1. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
Источник: http://ivzh5809.wmsite.ru/files/samoobrazovanie-7 |