Пятница, 29.03.2024, 16:24

EDUFORYOU.UCOZ.RU - ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ТЕБЯ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Опорный конспект

Выступление на заседании МО учитель обществознания Москвичеков Д.Г.
Опорный конспект.
Опорный конспект (ОК) - это система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов. В опорных конспектах используется условно – графическая наглядность: таблицы, графики, необычная запись текста, рисунки, значки и др. Учитель зачастую изображает на доске свои мысли в виде схем, логических «цепочек» и тп. Материал в учебнике, представленный в виде текста, усваивается с большими трудностями, чем тот же материал, но включающий в себя графики, рисунки, символы, разные схемы, на которых ученик обязательно останавливает взгляд и пытается найти пояснение к ним в тексте.
Система ОК интересна тем, что позволяет удачно сочетать в обучении новые подходы и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы.
Обществознание как учебная дисциплина представляет основы знаний целого ряда обществоведческих наук: Философии, экономики, социологии, права, психологии. Обществоведческие понятия, суждения, теории и т.п. раскрываются, как правило, на основе абстрактных структурно – логических схем. В этой связи опорные конспекты могут и должны иметь разноаспектные функции в учебном процессе.
ОК как условно – графическая наглядность предполагает вариативное многообразие схем, таблиц, рисунков, расположение и написание текста, символики и т.п.
Эффективность ОК подтверждается многочисленным опытом преподавателей почти всех учебных дисциплин, в том числе обществознания. Тем не менее оппоненты справедливо отмечают некоторые негативные стороны ОК. По их мнению, структурно – логическая схема может приводить к некоторой упрощённости в понимании изучаемого предмета, влиять на формирование профессионального мышления и языка, а в ряде случаев разработка целостного курса средствами условно – графической наглядности затруднена и даже невозможна. 
Тем не менее, на мой взгляд, применение опорно – логических конспектов позволяет даже слабым ученикам понять суть изложенного материала. Кроме того, даже не заинтересованные ученики механически переписывая О.К. задействуют три вида памяти: зрительная, слуховая, графическая, тем самым активируют подсознание и запоминают материал, повышая свою успеваемость.
Итак, следует отметить, что:
• ОК – не копия учебника в миниатюре :
• он может быть и основной частью, и дополнением или иллюстрацией к учебнику;
• структурно – логическая конструкция ОК должна быть обусловлена содержательной сущностью учебной темы и целеполагающими диалектическими задачами учебно – познавательного процесса;
• содержание ОК должно восприниматься как целостная картина ( а не считываться слева направо и сверху вниз ) и посылать сигналы – опоры как экстренную помощь памяти, речи, мышлению. 

Пример О.К. по обществознанию (основы права):


                                                              ВЛАСТЬ:

1.ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
(Правительство Р.Ф.)
                                          2.СУДЕБНАЯ
                                     (Суды Р.Ф.: Конституционный,
                                       Арбитражный, Федеральный)
                                                                                       3.ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ
                                                                                     (Федеральное собрание)
 
                                                                 а) Совет Федерации
                                                                   (по 2 представителя от 
                                                                    каждого субъекта Р.Ф.)
                                                                                                                б) Государственная Дума Р.Ф.
                                                                                                                  (450 депутатов, избираются 
                                                                                                                   по пропорциональной системе)
Категория: Мои статьи | Добавил: Dmitriy (18.10.2010) | Автор: Москвичеков Дмитрий Георгиевич E
Просмотров: 3488 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: