Использование современных педагогических технологий на уроках географии и биологии - Мои статьи - Каталог статей - сайт для педагогов
Вторник, 06.12.2016, 05:52

EDUFORYOU.UCOZ.RU - ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ТЕБЯ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 57
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование современных педагогических технологий на уроках географии и биологии

Москвичекова ТатьянаАнатольевна,
учитель географии МАОУ СОШ №47

Использование современных педагогических технологий  на уроках географии и биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения.  Развитие ребенка становится ключевым определением обучения. Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом. Именно это побудило меня к изучению современных педагогических технологий и использованию их в преподавании биологии.

В течении 2010 – 2011 учебного года я апробировала такие технологии как:  технология развития критического мышления, тестовая технология, проблемное обучение, проектное обучение, игровые технологии,  ИКТ. Из них взяла для себя только то, что сочла приемлемым, исходя из уровня подготовленности классов и своего опыта работы.

Всегда проходят успешно уроки с применением технологии проблемного обучения. Но, хочу отметить, что применение  проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности.

Требуется большее количество времени, чем при «традиционном»

изложении материала учителем. Ученик должен обладать определѐнной системой знаний,  поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему. Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.

При проблемном обучении:

У учащихся формируется умение творчески, нестандартно решать поставленные задачи. При реализации проблемного подхода большинство обучающихся проявляют больший интерес к изучению предмета, что позволяет вывести их на уровень проектов.

Проектная технология - Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Основу проекта составляют
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем.

Проектные технологии тесно связаны и с модульным обучением. 11 класс. Модуль «Цитология». Учащиеся создали проектный урок «клетка структурная и функциональная единица всего живого», с презентацией, с использованием ИКТ. На этом уроке мы объединили в единое целое: проектные технологии, модульное обучение и ИКТ.

 

В процессе преподавания столкнулась с низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Замотивировать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ-технологий.

Я  выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках биологии:

Во-первых,  это непосредственно применение информационных технологий на уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.).

Во-вторых, это применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, тренажеры).

И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование электронных  энциклопедий и т.д.).

При использовании различных электронных материалов, возникла необходимость создания собственной версии – презентации, где появилась возможность комбинировать разные источники информации.  

Представление учебного материала в форме Презентации, удобны тем, что при подготовке можно отобрать именно тот материал, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Кроме того, компьютерную презентацию можно использовать  в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Например, считаю рациональным выводить на экран планы характеристик, описаний, планы практических работ, таблицы, справочные материалы и т. д. Большое внимание уделяю тому,  какой вклад  вносят в создание презентации учащиеся. Поэтому организую этот процесс в форме проектной деятельности.

Применяю также игровые и тестовые технологии. Первые актуальны для детей среднего возраста, и помогают, на мой взгляд, легче адаптироваться обучающимся при переходе из начального звена школы в среднее. Последние позволяют выработать необходимые навыки при сдаче ГИА и ЕГЭ, за ограниченное время проверить уровень знаний всего класса.

Особенностью своих уроков считаю их построение по технологии критического мышления,  основой которых является базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

      Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия — «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия — «рефлексия» — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Я считаю данную технологию универсальной (позволяющей легко сочетать несколько технологий одновременно). Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Эта технология, на мой взгляд, многое дает и  учителю, разрушая стереотипы педагогической деятельности: обучающийся не должен делать ошибки, на занятии нужно оценивать обучающегося, преподаватель знает, как и что должен отвечать обучающийся, знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии и т.д.

В течении года наблюдался рост мотивации к обучению биологии. Проявлялось в увеличении активности детей при ответах на уроках, участие в конкурсах, повышение интереса к обучению. Кроме того становилось все меньше желающих прогулять урок и как следствие повышение положительных оценок.

В новом учебном году планирую использование данных педагогических технологий для достижения лучших результатов.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (28.08.2011)
Просмотров: 9997 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: