Тема: «Организация системы работы в адаптационный период с детьми раннего возраста в ДОУ»
Цель:
Изучение и внедрение условий и форм работы в ходе организации адаптационного процесса, повышение эффективности педагогической деятельности через апробацию и внедрение социально-педагогической программы по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи:
1. Изучить литературу и материалы в сети Интернет в библиотеке ТГПУ.
2. Пройти курсы повышения квалификации.
3. Посетить семинары по проблеме внедрения современных образовательных технологий.
4. Посетить занятия коллег и поучаствовать в обмене опытом.
5. Разработать социально-педагогическую программу по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
6. Провести самоанализ и самооценку деятельности по самообразованию
Мотивы самообразования
Появившись на свет, ребенок вступает в особые отношения с окружающей его средой, причем среда играет не только роль внешней обстановки не просто наличествующих и влияющих на ребенка условий жизни, а служит основным источником его развития, выполняя роль своеобразного пускового механизма, усиливающего или тормозящего внутренние процессы. Это тем более важно, что в развитии ребенка, как отмечал Л.С.Выготский, то, что должно получиться в конце развития, уже дано в среде с самого начала.
В отечественной педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др.). Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина, А.И. Мышкис).
К числу наиболее актуальных проблем относятся: разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста.
Источники самообразования
Источники являются основой для самообразования и способствуют моему личностному развитию, а также профессиональному росту:
1. Телевидение.
2. Газеты.
3. Журналы.
4. Литература (методическая, научно – популярная, художественная).
5. Интернет - источники на различных носителях.
6. Семинары и конференции.
7. Мероприятия по обмену опытом на городском и областном уровне.
8. Курсы повышения квалификации.
9. Участие в конкурсном движении.
10. Подготовка к аттестации.
Формы самообразования могут быть индивидуальными, инициатором которых может быть сам воспитатель и групповыми в виде деятельности методических объединений, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, также написание статей и публикация их в СМИ, аттастация.
План самообразования
№ п/п |
Деятельность воспитателя |
Сроки выполнения
|
1. |
Систематический просмотр определенных телепередач. |
Постоянно. |
2. |
Чтение периодических изданий. |
Постоянно. |
3. |
Чтение методической, педагогической и предметной литературы. |
Постоянно.
|
4. |
Обзор в Интернете информации по предмету. |
Постоянно
|
5. |
Посещение семинаров, занятий у коллег. |
Согласно плана мероприятий. |
6. |
Методические объедениения, обмен опытом. |
Согласно плана работы ОУ.
|
7. |
Прохождение курсов квалификации. |
Согласно плана курсовой подготовки.
|
8. |
Проведение открытых занятий, для анализа со стороны коллег. |
Методическая неделя.
|
9. |
Общение с коллегами по работе адаптационных групп. |
Постоянно.
|
10. |
Аттестационный период. |
Согласно плану аттестационной комиссии.
|
Итоги деятельности по самообразованию:
-повышение уровня лёгкой степени адаптации у детей раннего возраста;
-разработка социально – педагогической программы, перспективного планирования, разработка конспектов занятий;
-разработка новых форм, методов и приемов работы в адаптационный период с детьми раннего возраста;
-выступления на семинарах;
-разработка тестового материала;
-разработка и проведение открытых мероприятий;
-обобщение опыта по исследуемой проблеме;
-представление, демонстрация опыта работы на разных уровнях (городском, областном, международном):
- аттестация.
Выводы
Подводя итоги реализации социально – педагогической программы, следует отметить, что практическое применение предложенных мною методов и форм работы по организации адаптации детей раннего возраста способствуют наилучшей адаптации детей к условиям ДОУ.
Я считаю, что процесс самообразования реализует мою потребность в саморазвитии, возможности анализировать позитивные и негативные моменты моей профессиональной деятельности. Процесс самообразования способствует осмыслению собственных действий, побуждает активизировать свои внутренние мотивы, переживания, позволяет проводить анализ профессиональной педагогической деятельности.
|