Современный
процесс обучения уже практически невозможно представить без
использования компьютерных технологий. В ходе научно- технического прогресса
появляется все больше технических средств с новыми информационными
возможностями, количество неизбежно
переходит в новое качество- информационную среду. Включение компьютерных
обучающих программ в процесс преподавания позволяет повысить эффективность
обучения школьников. Компьютерные
обучающие программы, обеспечивая управление учебно-познавательной
деятельностью, могут служить инструментом познавательного развития детей.
Использование компьютерных медиаресурсов помогает формировать произвольно
управляемое внимание школьников, что в значительной степени упрощает процесс
преподавания.
Современные информационные технологии позволяют
включать в состав документа любые мультимедийные объекты (графику, звук, анимацию,
видео). Умение работать с мультимедиа-документами, создавать компьютерные
презентации становится важным в информационном обществе. Квалифицированный
пользователь компьютера может на основе использования средств визуального
объектно- ориентированного программирования создавать необходимые ему
специализированные приложения.
В результате использования таких приложений
значительно повышается эффективность преподавания, так как при использовании
компьютера (в частности, информационных и коммуникационных технологий) в
совокупности присутствуют практически все методы обучения, что делает этот
процесс (процесс обучения) наиболее продуктивным.
Можно выделить некоторые критерии эффективности
использования информационных и коммуникационных технологий (на примере использования
медиаприложений) в процессе преподавания:
·
Повышение
уровня наглядности
·
Возможность
выполнения практических и лабораторных работ
·
Использование
методов контроля и оценки
·
Интенсификация
процесса обучения (автоматизация процесса контроля, увеличение количества
предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)
О
результативности занятий с использованием медиаресурсов могут говорить такие положения как: наиболее
качественное восприятие и усвоение учебного материала, в связи с этим- повышение
уровня ЗУНов (знаний, умений, навыков);
готовность в любой момент показать свои знания. Возможность индивидуального
подхода предполагает более глубокое понимание учебного материала.
Медиаресурсы можно
использовать при разработке курсов в рамках практически всех тематических блоков. Использование
электронных учебников, справочников, а также тренажеров и задачников
повышает уровень усвоения материала,
фиксирует остаточные знания, помогает углубить и расширить их.
Компьютерные медиапродукты (включающие рассматриваемые
технологии) могут улучшить процесс образования в рамках решения следующих
педагогических задач:
·
Образовательный
компонент
Несомненные преимущества преподавания с использованием медиаресурсов по
сравнению с традиционными методами:
Плюсы и
минусы с точки зрения методов обучения
Методы обучения
|
Традиционная дидактика
|
Дидактика с использованием компьютерных средств
|
|
Словесный (устное слово, печатное)
|
Живое слово учителя.
Демонстрация
действий учителем один раз.
|
Текст, речь диктора. Можно повторять одно и тоже содержание
несколько раз.
|
|
Наглядный (модели, демонстрация действий
|
Статичный наглядный материал.
|
Статичность и динамичность наглядного материала.
|
|
Практический (упражнения, практические и лабораторные
работы)
|
Возможность материального изучения объектов.
|
Возможность показать невоспроизводимые в реальности модели,
возможность повторить пошаговое объяснение, автоматизированная демонстрация.
|
|
Метод контроля
|
Традиционная – ручная обработка результатов.
|
Более быстрая – автоматическая (моментальная) обработка
результатов, самоконтроль учащихся, объективность.
|
|
·
Воспитательный
компонент
Воспитательная работа представляет собой процесс создания условий для
самоопределения, самоактуализации и самореализации.
Использование медиаресурсов в преподавании как нельзя лучше решает эти
задачи.
·
Развивающий
компонент
Развитие всех познавательных процессов школьников будет происходить
наиболее интенсивно, если в обучение включать компьютерные технологии и, в
частности, медиаресурсы.
В результате проведенного анализа можно говорить о целесообразности
использования информационных и коммуникационных технологий на занятии:
·
на
уроке с применением данных технологий у учащихся формируется продуктивная
самостоятельная творческая деятельность, развитие способностей, индивидуальная
траектория освоения материала, индивидуальное время освоения, уровневая
дифференциация при подготовке контрольных заданий;
·
появляется
возможность автоматизации процесса контроля знаний, увеличения количества
предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала;
·
повышается
эффективность усвоения учебного материала за счет одновременного изложения
учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
·
формируется
информационная культура и компетентность школьников (поиск, отбор, переработка,
упорядочивание информации);
·
развивается
наглядно – образное мышление за счет повышения уровня наглядности (возможность
проведения виртуального эксперимента – визуализация процессов, которые трудно
или невозможно рассмотреть в реальных условиях);
·
развивается
понятийное мышление за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать
материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять
алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал.
Таким образом, можно судить о существенном повышении качества
обученности, личностного роста и развития обучаемых при использовании на
занятиях информационных и коммуникационных технологий.
|