Часть 2. Информационно-образовательная среда
должна обеспечить эффективную деятельность обучающихся по освоению основной
образовательной программы начального и
основного общего образования и эффективную образовательную деятельность
педагогических и руководящих работников по реализации основной образовательной
программы начального и основного
общего образования, в том числе возможность: и создания, поиска, сбора, анализа,
обработки и представления информации (работа с текстами в бумажной и
электронной форме, запись и обработка изображений и звука, выступления с
аудио-, видео- и графическим сопровождением, общение в Интернете);
ü планирования образовательного
процесса и его ресурсного обеспечения;
ü размещения и сохранения используемых
участниками образовательного процесса информационных ресурсов, учебных
материалов, предназначенных для образовательной деятельности обучающихся, а
также анализа и оценки такой деятельности; доступа к размещаемой информации;
ü мониторинга хода и результатов
учебного процесса, фиксацию результатов деятельности обучающихся и
педагогических работников; мониторинга здоровья обучающихся;
ü дистанционного взаимодействия всех
участников образовательного процесса: обучающихся, педагогических работников,
администрации образовательного учреждения, родителей (законных представителей)
обучающихся, методических служб, общественности, органов, осуществляющих
управление в сфере образования;
ü сетевого взаимодействия
образовательных учреждений, в том числе с образовательными учреждениями
дополнительного образования, а также органов, осуществляющих управление в сфере
образования; ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
ü учета контингента обучающихся,
педагогических работников, родителей обучающихся, бухгалтерского учета в
образовательном учреждении;
ü доступа обучающихся и педагогических
работников к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры,
достижениям науки и искусства; электронным информационно-образовательным
ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
ü организации работы в режиме как индивидуального,
так и коллективного доступа к информационно-образовательным ресурсам;
ü организации дистанционного
образования;
ü взаимодействия образовательного
учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями
дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения,
спорта, досуга, службами занятости населения;
ü информационно-методического
сопровождения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся, в том числе
талантливых и одаренных, включая обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, а также с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Функционирование
информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией
работников ее использующих и поддерживающих, а также должно соответствовать
законодательству Российской Федерации.» [4, 5, 6]
Внедрение в образовательный процесс
новых информационных технологий будет способствовать подготовке подрастающего
поколения к деятельности в информационно-технологическом обществе, где знания,
информация, компетентность – основные ресурсы этого общества. Из вышеизложенного
видно, что на это нацелены все современные реформы образования в Российской
Федерации, предусматривающие улучшение качества образования на всех уровнях.
М.И.
Мамедкулаева, кандидат
педагогических наук, в своей статье «Использование информационных
технологий в самостоятельной образовательной деятельности» говорит о том, что «не
следует принимать ИКТ за панацею от всех трудностей процесса обучения и
возлагать на них чрезмерные надежды. Разочарование может быть слишком глубоким,
как в свое время произошло с тестированием, программированным обучением и
внедрением ТСО. История образовательных нововведений убедительно
свидетельствует, что глубоко прав был классик отечественной научной педагогики
К.Д.Ушинский указавший, что какие бы хитроумные устройства и расписания мы не
вводили, какие бы замечательные пособия не создавали, лишь характер образует
характер, лишь личность воспитает личность. Роль педагога, роль преподаватели
нельзя сводить к придатку для компьютера, ибо не компьютер обучает, а тот, кто
грамотно и умело использует его потенциальные дидактические возможности в
обучении. Педагогически грамотное применение средств мультимедиа и
информационных технологий предполагает предварительную тщательную методическую
проработку возможностей данных средств, включения их в ткань
учебно-воспитательного процесса, такое выстраивание последнего, которое
позволяет при помощи средств оптимизировать, модернизировать и облегчить
усвоение учащимися знаний, овладение ими определенных компетенций.» [7]
Переход к новому информационному
обществу неизбежен, и для этого необходимо создать условия для доступа к
источникам информации, развивать способности у учащихся, связанных с ее
поиском, обработкой, восприятием, пониманием и использованием, формированием
информационной компетенции. Достижение качества образования, формирование
предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования
различных технологий: проектных, исследовательских, игровых. Конечно,
неотъемлемой составляющей или ингредиентом этих технологий являются
информационно-коммуникационные технологии. Но ИКТ сами по себе не являются панацеей.
Решающую роль в правильном, рациональном и эффективном их использовании на
уроке играет мастерство учителя.
Но использование современных средств ИКТ во всех
формах обучения может привести и к ряду отрицательных последствий, в числе
которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического
характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое
состояние и здоровье учащихся.
Обуховская Анна Соломоновна,
кандидат биологических наук, в своем докладе «Школа-Информационное
общество-ИКТ» отмечает, что «при всех положительных аспектах
использования ИКТ, есть ряд моментов, свидетельствующих, что эти технологии
не являются «панацеей» от всех образовательно-воспитательных неудач,
а при несоблюдении норм СанПина, незнании психо-физиологических возрастных
особенностей учеников, могут приводить к отрицательным последствиям.
При
организации учебного процесса с использованием ИКТ следует учитывать:
ü Электронный
учебник не может и не должен заменить книгу. Информацию на
экране компьютера не так легко читать, как печатную. Большие объемы текста,
которые должны быть прочтены от начала до конца, удобнее читать на бумаге.
Приоритетным в создании новых информационных технологий является
совмещение полиграфических учебников с электронными ресурсами.
ü Критерии
хорошего образовательного сайта — высокое качество содержания
и простота использования, хорошо согласованный аудиовизуальный ряд,
чередующийся с интерактивными упражнениями. Изобразительный ряд уменьшает
вредную для зрения форму работы с компьютером — чтение текста
с экрана.
ü ИКТ
значительно оптимизируют процессы познания, ускоряют темпы работы, увеличивают
объем информации, предлагаемой ученикам в короткий срок, что увеличивает
нагрузку на центральную нервную систему.
ü ИКТ
способствуют индивидуализации процесса обучения с учетом работы левого
полушария (словесно-логическое мышление — аналитический тип)
и правого полушария (наглядно-образное мышление —
художественный тип) головного мозга. Однако отсутствие обратной связи,
речевого общения с соучениками, учителем приводит к перегрузке ЦНС.
Ученик должен слышать учителя, чему помогает психологический контакт между
учеником и учителем, между соучениками. Орган объективизации мышления
человека - речь часто оказывается выключенным. Без развитой практики диалогического
общения, как показывают психологические исследования, не формируется и
монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным
мышлением.
ü Часто
нарушается принцип соответствия содержания и организации обучения
возрастным особенностям учащихся. Чрезмерная увлеченность компьютером приводит
к утомлению, формированию стресса, гиподинамии.
ü Чрезмерное
увлечение компьютерными играми уводит ребенка в виртуальный мир, что
негативно сказывается на его психике.
ü Наглядность,
демонстративность, красочность преподносимого материала положительно
воздействует на эмоциональное состояние учащихся. Однако эмоции, эйфория
мешают усваивать материал, анализировать его, обобщать, и тогда урок
превращается в бездумное времяпрепровождение.
ü Уровень
компьютерной «образованности» по объективным и субъективным причинам
у учеников разный, что мешает работать с электронными учебниками,
тестами на электронных носителях, это в свою очередь препятствует
развитию самоконтроля, самообразования, а часто приводит к стрессу.» [8]
Размышляя о значимости ИКТ, информатизации школы,
общества, я понимаю, что будущее — за учениками и учителями,
владеющими компьютером и Интернетом, обладающими информационной культурой.
При этом нужно помнить, что информационная культура является одной
из составляющих общей культуры. И еще, человек обладает функцией
речи, слово позволяет людям общаться друг с другом, и это общение
тоже залог развития общества.
Я признаю значение ИКТ
в образовании и сама их активно применяю в образовательном процессе, но никто не отменял возрастные нормы
сидения за компьютером. Медики уже сегодня бьют тревогу, а если еще больше
увеличивать время работы у монитора, мы рискуем нанести непоправимый ущерб
здоровью наших детей.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: применение
компьютера в образовании не только возможно, но и необходимо, оно способствует
повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка
всесторонне. ИКТ вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют
культурно значимые знания и умения. Сегодня компьютерные технологии можно
считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно
новому содержанию обучения и развитию ребенка, а также позволяет ребенку с
интересом учиться, воспитывает самостоятельность и ответственность при
получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Я, конечно,
поддерживаю необходимость внедрения и использования новых технологий в
образовании - это требование нашего времени, и не оспариваю идею, что
дальнейший прогресс в повышении
качества образования учеников, качества образовательных услуг возможен при
обеспечении овладения информационными и коммуникационными технологиями.
ИКТ – это, конечно, не панацея, а огромная поддержка и опора современному
образованию.
Список литературы:
1. Концепция
долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации,
Министерство экономического развития РФ, Москва, Август, 2008 г.
2. Лекции, раздел 2. Современные педагогические
технологии
3. http://www.tspu.tula.ru/
Лекция 4. Использование информационных и
коммуникационных технологий в образовании
4.
Федеральный государственный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской
Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373
5. Проект Федерального
государственного стандарта основного общего образования, Министерство
образования и науки Российской Федерации, руководители разработки проекта: Кезина Л.П., академик РАО; Кондаков
А.М., научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО.
6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об
информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О
персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации,
2006, № 31, ст. 3451)
7. «Использование информационных
технологий в самостоятельной образовательной деятельности», М.И.
Мамедкулаева, к. пед. н., доцент, декан, Москва
8.
Доклад
«Школа-Информационное общество-ИКТ», Обуховская Анна Соломоновна,
канд. био. наук, заместитель директора по научно-методической работе,
победитель приоритетного национального проекта «Образование» 2007 года,
Санкт-Петербуhu/
Реферативное исследование подготовила Белоногова Зинаида Анатольевна
|