ИКТ в образовании: добавка или панацея? Часть 2. - Мои статьи - Каталог статей - сайт для педагогов
Воскресенье, 04.12.2016, 19:17

EDUFORYOU.UCOZ.RU - ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ТЕБЯ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 57
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИКТ в образовании: добавка или панацея? Часть 2.

Часть 2.

Информационно-образовательная среда должна обеспечить эффективную деятельность обучающихся по освоению основной образовательной программы начального и основного общего образования и эффективную образовательную деятельность педагогических и руководящих работников по реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования, в том числе возможность:

и  создания, поиска, сбора, анализа, обработки и представления информации (работа с текстами в бумажной и электронной форме, запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, общение в Интернете);

ü планирования образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

ü размещения и сохранения используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов, учебных материалов, предназначенных для образовательной деятельности обучающихся, а также анализа и оценки такой деятельности; доступа к размещаемой информации;

ü мониторинга хода и результатов учебного процесса, фиксацию результатов деятельности обучающихся и педагогических работников; мониторинга здоровья обучающихся;

ü дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогических работников, администрации образовательного учреждения, родителей (законных представителей) обучающихся, методических служб, общественности, органов, осуществляющих управление в сфере образования;

ü сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе с образовательными учреждениями дополнительного образования, а также органов, осуществляющих управление в сфере образования; ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

ü учета контингента обучающихся, педагогических работников, родителей обучающихся, бухгалтерского учета в образовательном учреждении;

ü доступа обучающихся и педагогических работников к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; электронным информационно-образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;

ü организации работы в режиме как индивидуального, так и коллективного доступа к информационно-образовательным ресурсам;

ü организации дистанционного образования;

ü взаимодействия образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения;

ü информационно-методического сопровождения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, в том числе талантливых и одаренных, включая обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

        Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников ее использующих и поддерживающих, а также должно соответствовать законодательству Российской Федерации.» [4, 5, 6]

 

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий будет способствовать подготовке подрастающего поколения к деятельности в информационно-технологическом обществе, где знания, информация, компетентность – основные ресурсы этого общества. Из вышеизложенного видно, что на это нацелены все современные реформы образования в Российской Федерации, предусматривающие улучшение качества образования на всех уровнях.

 

М.И. Мамедкулаева, кандидат педагогических наук, в своей статье «Использование информационных технологий в самостоятельной образовательной деятельности» говорит о том, что «не следует принимать ИКТ за панацею от всех трудностей процесса обучения и возлагать на них чрезмерные надежды. Разочарование может быть слишком глубоким, как в свое время произошло с тестированием, программированным обучением и внедрением ТСО. История образовательных нововведений убедительно свидетельствует, что глубоко прав был классик отечественной научной педагогики К.Д.Ушинский указавший, что какие бы хитроумные устройства и расписания мы не вводили, какие бы замечательные пособия не создавали, лишь характер образует характер, лишь личность воспитает личность. Роль педагога, роль преподаватели нельзя сводить к придатку для компьютера, ибо не компьютер обучает, а тот, кто грамотно и умело использует его потенциальные дидактические возможности в обучении. Педагогически грамотное применение средств мультимедиа и информационных технологий предполагает предварительную тщательную методическую проработку возможностей данных средств, включения их в ткань учебно-воспитательного процесса, такое выстраивание последнего, которое позволяет при помощи средств оптимизировать, модернизировать и облегчить усвоение учащимися знаний, овладение ими определенных компетенций.» [7]

 

Переход к новому информационному обществу неизбежен, и для этого необходимо создать условия для доступа к источникам информации, развивать способности у учащихся, связанных с ее поиском, обработкой, восприятием, пониманием и использованием, формированием информационной компетенции. Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования различных технологий: проектных, исследовательских, игровых. Конечно, неотъемлемой составляющей или ингредиентом этих технологий являются информационно-коммуникационные технологии. Но ИКТ сами по себе не являются панацеей. Решающую роль в правильном, рациональном и эффективном их использовании на уроке играет мастерство учителя.

Но использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду отрицательных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье учащихся.


Обуховская Анна Соломоновна, кандидат биологических наук, в своем докладе «Школа-Информационное общество-ИКТ» отмечает, что «при всех положительных аспектах использования ИКТ, есть ряд моментов, свидетельствующих, что эти технологии не являются «панацеей» от всех образовательно-воспитательных неудач, а при несоблюдении норм СанПина, незнании психо-физиологических возрастных особенностей учеников, могут приводить к отрицательным последствиям.

При организации учебного процесса с использованием ИКТ следует учитывать:

ü Электронный учебник не может и не должен заменить книгу. Информацию на экране компьютера не так легко читать, как печатную. Большие объемы текста, которые должны быть прочтены от начала до конца, удобнее читать на бумаге. Приоритетным в создании новых информационных технологий является совмещение полиграфических учебников с электронными ресурсами.

ü Критерии хорошего образовательного сайта — высокое качество содержания и простота использования, хорошо согласованный аудиовизуальный ряд, чередующийся с интерактивными упражнениями. Изобразительный ряд уменьшает вредную для зрения форму работы с компьютером — чтение текста с экрана.

ü ИКТ значительно оптимизируют процессы познания, ускоряют темпы работы, увеличивают объем информации, предлагаемой ученикам в короткий срок, что увеличивает нагрузку на центральную нервную систему.

ü ИКТ способствуют индивидуализации процесса обучения с учетом работы левого полушария (словесно-логическое мышление — аналитический тип) и правого полушария (наглядно-образное мышление — художественный тип) головного мозга. Однако отсутствие обратной связи, речевого общения с соучениками, учителем приводит к перегрузке ЦНС. Ученик должен слышать учителя, чему помогает психологический контакт между учеником и учителем, между соучениками. Орган объективизации мышления человека - речь часто оказывается выключенным. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением.

ü Часто нарушается принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. Чрезмерная увлеченность компьютером приводит к утомлению, формированию стресса, гиподинамии.

ü Чрезмерное увлечение компьютерными играми уводит ребенка в виртуальный мир, что негативно сказывается на его психике.

ü Наглядность, демонстративность, красочность преподносимого материала положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся. Однако эмоции, эйфория мешают усваивать материал, анализировать его, обобщать, и тогда урок превращается в бездумное времяпрепровождение.

ü Уровень компьютерной «образованности» по объективным и субъективным причинам у учеников разный, что мешает работать с электронными учебниками, тестами на электронных носителях, это в свою очередь препятствует развитию самоконтроля, самообразования, а часто приводит к стрессу.» [8]

 

Размышляя о значимости ИКТ, информатизации школы, общества, я понимаю, что будущее — за учениками и учителями, владеющими компьютером и Интернетом, обладающими информационной культурой. При этом нужно помнить, что информационная культура является одной из составляющих общей культуры. И еще, человек обладает функцией речи, слово позволяет людям общаться друг с другом, и это общение тоже залог развития общества.

Я признаю значение ИКТ в образовании и сама их активно применяю в образовательном процессе, но никто не отменял возрастные нормы сидения за компьютером. Медики уже сегодня бьют тревогу, а если еще больше увеличивать время работы у монитора, мы рискуем нанести непоправимый ущерб здоровью наших детей.

 

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: применение компьютера в образовании не только возможно, но и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. ИКТ вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развитию ребенка, а также позволяет ребенку с интересом учиться, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Я, конечно, поддерживаю необходимость внедрения и использования новых технологий в образовании - это требование нашего времени, и не оспариваю идею, что дальнейший прогресс  в повышении качества образования учеников, качества образовательных услуг возможен при обеспечении овладения информационными и коммуникационными технологиями. ИКТ – это, конечно, не панацея, а огромная  поддержка и опора современному образованию.

  

Список литературы:

 

1.     Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации, Министерство экономического развития РФ, Москва, Август, 2008 г.

2.     Лекции, раздел 2. Современные педагогические технологии

3.     http://www.tspu.tula.ru/ Лекция 4. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании

4.     Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373

5.     Проект Федерального государственного стандарта основного общего образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, руководители разработки проекта: Кезина Л.П., академик РАО; Кондаков А.М., научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО.

6.      Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451)

7.      «Использование информационных технологий в самостоятельной образовательной деятельности»,  М.И. Мамедкулаева, к. пед. н., доцент, декан, Москва

8.     Доклад «Школа-Информационное общество-ИКТ», Обуховская Анна Соломоновна, канд. био. наук, заместитель директора по научно-методической работе, победитель приоритетного национального проекта «Образование» 2007 года, Санкт-Петербуhu/


Реферативное исследование подготовила Белоногова Зинаида Анатольевна

Категория: Мои статьи | Добавил: Неженка (10.10.2010) | Автор: Белоногова Зинаида Анатольевна
Просмотров: 784 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая, Зинаида Анатольевна! В Вашем реферативном исследовании затронута насущная проблема практически всех педагогов. За ИКТ будущее!

Имя *:
Email *:
Код *: