ИКТ в образовании: добавка или панацея? Часть 1. - Мои статьи - Каталог статей - сайт для педагогов
Вторник, 06.12.2016, 05:52

EDUFORYOU.UCOZ.RU - ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ТЕБЯ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 57
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИКТ в образовании: добавка или панацея? Часть 1.

«ИКТ в образовании: добавка или панацея?»

Реферативное исследование


В настоящее время информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) стали важной движущей силой интеллектуального, экономического, социально-культурного прогресса. Они стерли границы, расстояния, чем намного облегчили жизнь современного человека. Да, это правда. Ведь степень развития ИКТ стала показателем общества: его демократичности, открытости и образованности, иногда даже и уровня культуры.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации «целями государственной политики развития информационно-коммуникационных технологий являются: создание и развитие информационного общества, повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления, обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг отрасли информационных и телекоммуникационных технологий.

Среди приоритетных направлений развития ИКТ в долгосрочной перспективе является: повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе ИКТ.» [1]

Современный этап развития общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании. И это не просто веяние времени, это насущная необходимость. Использование ИКТ способствует повышению качества обучения, приучает школьников самостоятельно получать необходимые знания в течение всей жизни и позволяет им легче адаптироваться в условиях быстро изменяющейся действительности.

Современная школа сегодня не может считаться прогрессивной, инновационной без активного внедрения ИКТ во все сферы образовательного процесса: использование компьютера непосредственно на уроках; в повышении уровня профессионального мастерства; в управлении процессом; в оценке качества образования.

Все это абсолютно правильно, но, тем не менее, что для нас ИКТ в образовании: добавка или панацея? Лекарство от всех бед или ингредиент?

Чтобы ответить на поставленный вопрос необходимо выяснить: Что такое ИКТ?

«Информационно-коммуникационная технология – это технология подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. На занятии с использованием ИКТ компьютер является средством, поэтому компьютер не заменяет педагога, а только дополняет его. Компьютер может использоваться при подготовке к занятию, в процессе обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле компетенций.

Занятиям с использованием ИКТ свойственны следующие принципы:

-       адаптивность, приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

-       управляемость, в любой момент педагог может внести изменения в процесс обучения;

-       интерактивность, диалоговый характер обучения;

-       оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

-       поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

-       неограниченное обучение, содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

 

Использование ИКТ в образовательной деятельности имеет рад преимуществ и недостатков, проблем.

 Преимущества использования ИКТ:

·        индивидуализация обучения;

·        интенсификация самостоятельной работы учащихся;

·        рост объема выполненных на уроке заданий;

·        расширение информационных потоков при использовании Интернет;

·        повышение интенсивности процесса обучения, материалы выводятся на экран;

·        освоение педагогами современных информационных технологий при проведении и подготовке к занятиям;

·        получение результата тестирования с указанием ошибок сразу после выполнения теста;

·        освоение учащимися современных информационных технологий на интегрированных занятиях.

Недостатки и проблемы применения ИКТ:

§  отсутствие компьютера дома;

§  недостаточно времени для подготовки к уроку;

§  недостаточная компьютерная грамотность учителя;

§  отсутствие контакта с учителем информатики;

§  сложности в интегрировании компьютера в поурочную структуру занятия;

§  в школьном расписании не предусмотрено использование Интернет;

§  при работе на компьютере ученики отвлекаются на игры, музыку и т.д.»[2]

 

Е.И. Машбиц к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями относит следующее:

«1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных  решений задач.

3. ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.» [3]

Конечно, на сегодняшний день учебная деятельность в рамках системы как  традиционного, так и открытого образования обеспечена теорией и практикой разработки и использования средств современных ИКТ, важными компонентами которых являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

ИКТ и компьютер - это, конечно не панацея, это инструмент, как мел и доска. «Живого» учителя на уроке компьютер никогда не заменит.

Федеральный государственный стандарт начального и проект основного общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования, среди которых выделяет метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями. Среди основных учебных действий, необходимые результаты освоения ИКТ-компетентности можно увидеть в таблице: 

Федеральный государственный стандарт начального общего образования

Проект федерального государственного стандарта основного общего образования

ü        активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

ü        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать  (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

ü    формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий как

инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

ü    развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, обеспечения защиты значимой информации и личной информационной безопасности, в том числе с помощью типовых программных средств.

 

«Основная образовательная программа основного общего образования, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования, должна содержать программу формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся. Это комплексная программа, направленная на реализацию требований стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, которая обеспечивает становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику.

      Требования Федерального государственного стандарта к условиям реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования, которые представляют собой определенную систему требований к различным условиям реализации основной образовательной программы общего образования и достижения планируемых результатов общего образования, обуславливают  создание комфортной развивающей образовательной среды.

      Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования должны обеспечивать функционирование информационно-образовательной среды, а также учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. 

Список литературы:

 

1.    1.  Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации, Министерство экономического развития РФ, Москва, Август, 2008 г.

2.     Лекции, раздел 2. Современные педагогические технологии

3.     http://www.tspu.tula.ru/ Лекция 4. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании

4.     Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373

5.     Проект Федерального государственного стандарта основного общего образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, руководители разработки проекта: Кезина Л.П., академик РАО; Кондаков А.М., научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО.

6.      Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451)

7.      «Использование информационных технологий в самостоятельной образовательной деятельности»,  М.И. Мамедкулаева, к. пед. н., доцент, декан, Москва

8.     Доклад «Школа-Информационное общество-ИКТ», Обуховская Анна Соломоновна, канд. био. наук, заместитель директора по научно-методической работе, победитель приоритетного национального проекта «Образование» 2007 года, Санкт-Петербург.

Реферативное исследование подготовила 

Белоногова Зинаида Анатольевна

Категория: Мои статьи | Добавил: Неженка (10.10.2010) | Автор: Белоногова Зинаида Анатольевна
Просмотров: 1191 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: