Дошкольная ступень: воспитание или образование? ЧАСТЬ 1. - Мои статьи - Каталог статей - сайт для педагогов
Воскресенье, 04.12.2016, 19:19

EDUFORYOU.UCOZ.RU - ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ТЕБЯ

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 57
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Дошкольная ступень: воспитание или образование? ЧАСТЬ 1.
Дошкольная ступень: воспитание или образование?
 
Введение
 
Способность к проектной деятельности в современную эпоху – это «новая грань человеческой образованности» (В.Е. Радионов). Проектная деятельность способна развивать практически все личностные структуры человека. Те, кто участвовал в проектировании, отметили, что на каждом этапе проектной деятельности помимо запланированного продукта формируются свои личностные «приращения». Становится заметна динамика ценностей, норм, установок, овладение новыми процедурами, смена отношений с окружающими людьми. Личностно - деятельностное начало проектирования содержит в себе глубокий стимул к самосовершенствованию. Воплощение «Я» в проектируемом предмете имеет далеко идущие педагогические последствия. В данной работе проектная деятельность проанализирована именно с этой точки зрения - как средство изменения педагогической действительности и обеспечения личностного роста [6].
В последнее время всё чаще упоминается и распространяется информация о проектах и проектной деятельности в образовательном профессиональном окружении, в методической литературе и журналах, в средствах массовой информации, что вполне объяснимо универсальной природой этого вида деятельности. Многие работники сферы образования активно участвуют в различного рода проектах. Кто-то делает это вынуждено: сегодня именно проектная деятельность стала реальной формой получения финансовой поддержки в инновационных начинаниях. Кому-то овладение проектировочными умениями помогает подняться на новую ступень профессионального мастерства. А для некоторых проектирование стало способом активизации педагогической действительности, особой формой развития отношений внутри педагогического коллектива. Наряду с этим остается довольно большое количество педагогов, которые с опаской относятся к призывам проектировать. И напрасно. Проектная деятельность, обладая мощным развивающим потенциалом, способна преобразить человека любого возраста. Ее развивающая функция основана: - на продуктивности воображения, которое творит субъективную реальность и нормирует действия по изменению того или иного объекта; - силе и свободе творчества; - логичности, последовательности совместной с другими креативной деятельности; - стимуле к развитию социальной активности; - эмоциональном обогащении своей жизни, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности; - возможности подспудно получить наряду с предметным еще и педагогический результат в виде важных для жизни личностных приращений [5]. Педагог, становясь участником проектной деятельности, может организовывать учебные проекты, быть в числе разработчиков или исполнителей образовательного проекта в рамках учреждения, где работает или выступать в качестве эксперта проектов, выполненных его коллегами [5].
Проводимая в последнее десятилетие реформа отечественного образования привела к исчезновению прежней системы российского образования. Нарождающаяся система, сохраняя общие цели образования, единую государственную сеть образовательных учреждений, единую систему финансирования и управления образованием, ориентирует субъектов образовательной политики на создание различных образовательных стратегий. Появляются новые образовательные институты и формы образования, происходит становление негосударственного образования, укореняются на территории России различные по теоретическим основаниям образовательные системы. Среди них наибольшее распространение получили так называемая "традиционная” система обучения, дидактическая система Л. В. Занкова, система развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, школа диалога культур В. С. Библера, новая модель образования "Экология и диалектика” Л. В. Тарасова, гуманистическая педагогика Ш. А. Амонашвили и др. Любое российское образовательное учреждение (детский сад, школа, колледж, университет) могут рассматриваться в качестве фрагмента одной из таких образовательных систем, в качестве "отпечатка” разворачивающихся в пространстве и времени фундаментальных идей и типов образовательных практик [6]. По мере воплощения в жизнь принципа непрерывности образования меняется характер мотивации и знаний, необходимых человеку на каждом этапе его жизни. Со все увеличивающимся объёмом информации приходится сталкиваться и учителям, и преподавателям, чтобы успеть за развитием науки, представленным учебным предметом или специальностью. Парадоксально, но основной проблемой образования становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знаний, которого нет, но потребность в котором человек ощущает. Быстрое устаревание научных сведений заставляет искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Таким источником способно быть проектирование [5]. В современном понятии проектирование – это «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть» [9]. В самом общем плане проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организации (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков). Это также цель и результат проектной деятельности. Представляется, что в современном образовании активно развиваются три основных вида проектирования, различающихся по объекту преобразования, целевой направленности и результату: - социально – педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами; - психолого - педагогическое проектирование, целью которого становиться преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов, - образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов. Есть интересные наблюдения по поводу различий в подходе детей и взрослых к проектированию. По замечанию В.П. Бедерхановой, «дети часто работают в мифологическом пространстве, их движение идет из будущего в настоящее, в отличие от взрослого, который двигается от прошлого к будущему, выделяя в прошлом разрывы и проблемы».
В гуманистической педагогике важен вопрос о роли и позиции ребёнка в процессе проектирования. Опыт показывает, что они вариативны. Ребёнок способен выступать как заказчик, как непосредственный участник проектировочной деятельности, как эксперт по отношению к деятельности и её результатам. При этом проектное, творческое отношение к действительности и себе в рамках этой деятельности сочетается с чувством ответственности за те изменения, которые происходят с его участием. В проетировочной деятельности ребёнок неоднократно сталкивается с возможностью и необходимостью проявлять свою самостоятельность («самость»). В частотности это происходит в ситуациях, требующих: - предъявление окружающим своих представлений о себе и объекте проектирования, выдвижения собственного варианта цели, отстаивания свое позиции в дискуссии со сверстниками и взрослыми; - согласования своих целей и ценностей с целями и ценностями других людей; - обнародования своих трудностей и проблем, попыток найти их причины в самом себе; - умения работать сообща и корректировать свои действия на основе обратной связи; - совместной с другими рефлексии по поводу своих действий и полученного результата. Если существовавшая веками система образования была ориентирована на носителя готового знания – на учителя, преподавателя, учёного, оделяющего своими знаниями учеников и слушателей, знающего «рецепт» решения проблемы, то сегодня носителем и источником информации может стать каждый независимо от уровня полученного образования. Учащиеся всех ступеней образования оказываются в ситуации самостоятельного определения (проектирования) траектории движения в информационном поле (образовательный маршрут), самостоятельного создания (проектирования), содержания образования, самостоятельного проектирования учебных материалов, которые могут быть востребованы другими [5]. Образование в информационном обществе перестаёт быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний, оно становится способом информационного обмена личности с окружающими людьми. Обмена, который совершается на протяжении всей её жизни и предполагает не только усвоение, но и генерирование информации [5].
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. А это во многом зависит от педагогов-дошкольников, стоящих у истоков становления личности. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в «Законе об Образовании РФ» (ст.14) перед педагогами назрела необходимость переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих отечественных педагогов (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Вопросам развития познавательной активности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание.
В концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003 одним из оснований преемственности дошкольного и начального школьного звена, помимо развития общих способностей, творческого воображения, коммуникативности дошкольников выделяют развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности. В системе дошкольного образования познавательная активность детей является одним из показателей качества педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений. Что же мы вкладываем в понятие «активность», «познавательная активность»? В статьях словарей, энциклопедий понятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие «деятельность», деятельность - через активность. Личность формируется и развивается в процессе деятельности, в зависимости от отношения личности к деятельности активность может иметь разные уровни, разный характер. Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели. Предлагаем рассматривать активность личности как социальное явление, которое имеет специфические особенности. Биологическая активность человека является лишь предпосылкой для формирования ее как социального явления. Познавательная активность как вид социальной активности личности в психолого-педагогической литературе определяется как: психическое состояние, которое выражается в настроении решать интеллектуальные - задачи (Д.В.Вилькеев), готовность и стремление к энергичному освоению: - знаниями (Н.А.Половникова)
- умственная деятельность, направленная на достижение определенного познавательного результата и как повышенная интеллектуальная ориентировочная реакция к изучаемому материалу на основе возникшей познавательной потребности (Т.И.Шамова) проявление; · преобразовательного, творческого отношения индивида к объекту познания (Л.Н. Аристова); · отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость воспитанника в познавательном процессе (Г.И.Щукина) [8]. Указанные авторами отдельные стороны познавательной активности не противоречат друг другу, а дополняют существенные стороны понятия. Объединение этих подходов происходит на утверждении, что источником познавательной активности является потребность личности в приобретении знаний, углублении имеющихся, в постижении духовной культуры общества, потребность в самовыражении, самореализации. Потребность является началом, призывающим субъекта к активности. Однако удовлетворение одних познавательных потребностей ведет к возникновению новых, но эти потребности зачастую не возникают у детей сами по себе. Отсюда необходимость создания определенных условий, побуждающих к познавательной активности. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей, условий, на наш взгляд, является экспериментальная деятельность.
Показателями активности могут быть:
инициативность, энергичность, интенсивность, размах, широта, масштаб результатов (характеристика деятельности), добросовестность, интерес, любознательность (положительное отношение к деятельности) : · самостоятельность; · самодеятельность; · саморегуляция; · осознанность деятельности;
воля (упорство в достижении цели, настойчивость, доведение дела до конца); · целеустремленность; · целенаправленность; · творчество.
Показателями овладения детьми экспериментальной деятельности также можно выделить отношение к данной деятельности и ряд умений:
• целеполагания,
• планирования,
• реализации,
• рефлексии.

 
 
 
Литература
 
1. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. - Нижний Новгород, 1994.
2. Алямовская, В.Г. Ясли - это серьезно / В.Г. Алямовская.- М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
3. Борытко, Н.М. Педагогика : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под. ред. Н.М. Борытко. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 496 с.
4. Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возраста. Красноярский педагогический университет, Красноярск, 1997.
5. Колесникова И.А., Горчакова Сибирская Педагогическое проектирование : Учеб. Пособие для высш. Уч. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова – Сибирская/ под редакцией И.А. Колесниковой. – м. : Издательский центр «Академия», 2005. – 228.
6. Лозинг В. Р. Начала теории построения практики развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова), Кемерово, 1998. 7
. Максимович В.К. Педагогическое проектирование. Логика организации проектной деятельности /Методический реферат/ «Академэкоцентр», Томск. 2009.
8. Менщикова Л.Н. Актуальность и подходы к вопросу организации познавательной активности дошкольников в системе дошкольного образования. -http://www.vladimir.rcde
9. Новые ценности образования. Тезариус для учителей и школьных психологов. – М., 1995.
10. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы : пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. Лазарева В.С. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995.
Категория: Мои статьи | Добавил: Неженка (07.10.2010) | Автор: Аввакумова Лариса Анатольевна E
Просмотров: 968 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Это реферативное исследование представляется в рамках конкурса молодых специалистов.

Имя *:
Email *:
Код *: